Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театрализованная деятельность, проводимая в детском саду воспитателем.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а грамотно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
В нашем детском саду «Колосок» с 23 марта по 27 марта 2015 г. прошла театральная неделя, где дети всех возрастных групп окунулись в волшебный мир театра. Все дети в течение недели почувствовали себя настоящими артистами и показали интересные сказки для детей других групп.
На праздничное открытие к детям пришла бабушка Сказочница (воспитатель Лотова И.Я) и рассказала, что такое театр, познакомила с основными правилами поведения в театре, и предложила детям приобрести билеты за сказанное «волшебное» слово.
Каждая группа в течение нескольких недель готовила свое театральное представление, свои декорации, свои костюмы. Воспитатели знакомили своих воспитанников с театральным искусством, с вхождением в образ, создавали соответствующую предметно — развивающую среду в группах.
Первыми свои выступления представили средние группы «Воробушки» и «Радуга», воспитатели Лотова И.Я, Квашнина В.Н. показав русские народные сказки «Теремок», «Заюшкина избушка». Дети с радостью выступали в роли своего персонажа, хотя на их лицах присутствовало смущение, робость, неуверенность, но маленькие артисты смогли побороть волнение и сыграли свою первую роль для зрителей. Знакомство с русскими народными сказками очень важно, так как в них высмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Кончено, в соответствии со своими возрастными особенностями и еще не потеряв детскую непосредственность, герои старались передать всю суть русской народной сказки, настроение своих персонажей.
Дети старшей и подготовительной группы подготовили сказки: В. Катаев «Цветик семицветик», В. Сутеев «Под грибом», С. Маршак «Кошкин дом», воспитатели Комендантова Ю.А, Чуракова О.А., Квашнина Е.В. Ребята данной возрастной группы исполняли более уверено и артистично. А зрители их порадовали дружными аплодисментами.
Важно, чтобы ребенок не просто слушал сказку, а осознавал её идею, вдумывался в подробности происходящего. Всему этому и способствует театрализованная деятельность проводимая воспитателями в детском саду.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театрализованной деятельности ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театрализованная деятельность помогает ребенку развиваться всесторонне.