Архив категории »Страничка логопеда «

Зачем нужны пальчиковые игры?

Главная цель пальчиковых игр — развитие мелкой моторики рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Пальчиковые игры и гимнастика для детей

«Моя семья»

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

(Поднять большие пальцы.)

Второй палец — мамочка.

(Разогнуть указательные пальцы.)

Третий палец — дедушка.

(Разогнуть средние пальцы.)

А четвертый — бабушка.

(Разогнуть безымянные пальцы.)

А вот этот пальчик — я!

(Выпрямить мизинцы.)

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

«Семья пальчиков»

В ходе игры держать ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.)

С этим братом в лес ходил!

(Соединить указательные пальцы.)

С этим братом суп варил!

(Соединить средние пальцы.)

С этим братом кашку ел!

(Соединить безымянные пальцы.)

С этим братом песню пел!

(Соединить мизинцы.)

«Кулачки»

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

«Пальчики спят»

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки.

Хочет этот пальчик спать.

(Загнуть мизинчик.)

И вот этот — прыг в кровать.

(Загнуть безымянный.)

Этот палец прикорнул.

(Загнуть средний.)

Этот сразу же заснул.

(Загнуть указательный.)

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

(Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.)

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

(Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.)

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

1, 2, 3, 4, 5!

(На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.)

Пальцы вышли погулять.

(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)

Этот пальчик нашел гриб.

(Загнуть большой палец.)

Этот пальчик кормит рыб.

(Загнуть указательный палец.)

Тот играл.

(Загнуть средний палец.)

А этот пел.

(Загнуть безымянный палец.)

А мизинчик лишь смотрел.

(Загнуть мизинец.)

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

(Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.)

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

(Двигать безымянными пальцами.)

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

(Двигать средними пальцами.)

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

(Двигать безымянными пальцами.)

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

(Двигать мизинцами.)

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  /рекомендации учителя – логопеда/

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 

  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 

  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите»Что он делает?» вместо «Он играет?» 

  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 

  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  6. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. 

  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 

  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».                                                                                                                         

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Развиваем пальчики — стимулируем речевое развитие.

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно порекомендовать для домашних занятий?

Предложите своей маленькой девочке превратиться в Золушку и разложить в две разные кружечки фасоль и горох, которые Вы перемешали в большой чашке.

С сынишкой можно провести игру-соревнование на скорость. Кто скорее, папа или сын разложит большие и маленькие болтики или гайки в два разных контейнера?

Покажите малышу, как можно складывать забавные фигурки из спичек или счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик, кроватку для куклы.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картонку с тонким слоем пластилина.

Лепите со своим малышом из пластилина, играйте в мозаику и пазлы.

Учите ребенка застегивать и расстегивать пуговицы, шнуровать ботинки, плести косички из разноцветных шнурков.

Как можно раньше купите малышу краски для рисования пальчиками. Сколько восторга и пользы от такого рисования! Двухлетний малыш справится с рисованием мягкой кисточкой. А трехлетнего нужно научить правильно держать карандаш, и тогда вскоре Вы получите первые шедевры маленького художника. В деле обучения ребенка рисованию Вам помогут книжки-раскраски.

И, наконец, игры с пальчиками или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Артикуляционная и дыхательная гимнастика, их роль в развитии речи ребенка

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы – вдох и выдох. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли малышу держать рот открытым.

Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того, чтобы  можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.

Отрабатывая правильное речевое дыхание придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;

  2. губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

  3. выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

  4. не поднимать плечи;

  5. не надувать щеки при выдохе;

  6. упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

  7. осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи)

  8. проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

  9. помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты