Архив категории »Страничка логопеда «

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

— Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..

— Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

— Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  2. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  1. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  2.  В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Речь начинается со звукоподражаний.

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1) Вначале работаем над гласными.

— Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.

Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

— У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

— Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

— Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

— Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

— Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».

— Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

— Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

— Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

— Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

— Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

— Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

— Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

— Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

— Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

  • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

  • Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
  • Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
  • Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
  • Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

  1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
  2. Использовать картинки или игрушки.
  3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
  4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
  5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
  6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
  1. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма, речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Пальчиковая гимнастика — позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

  1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Упражнение с грецким орехом.

Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.

— Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – «вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись». Выполняем 10 раз каждой рукой.

— Мы любим, кататься с горки, научим и орешек этой игре. Ставим ладошку под углом и по тыльной стороне кисти скатываем орешек, сначала по одной, затем по другой руке 10 раз.

— А теперь представим, что это не орешек, а колобок. Покатаем колобок в ладошках. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней – орешек, другая прижимает его сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями в течение 10-15 секунд, затем меняем руки.

— Теперь наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.

  1. Игры с карандашом.

     — «МОТОР»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

     — «СКАЛКА»

Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.

Мы порог испечь решили.

Ловко тесто замесили.

Хорошенько раскатаем,

В печку жаркую поставим.

     — «КРЮЧКИ»

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок — глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!»

Категория: Без рубрики, Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Развиваем пальчики – развиваем речь.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Какую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Прежде всего, обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Выполнение упражнений с пальцами  приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его  распределять.

Вот одни из упражнений, которые нужно применять дома:

                   «Солнце»

           Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

адошки скрестить, пальцы широко раздвинуть)

«Человечек»

  Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Мальчик ходит по  дорожке.  

(Указательный  и средний пальцы «ходят» по столу)

«Посчитаем»

  Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

 Раз- два – три — четыре-пять!

 Будем пальчики считать –    Крепкие, дружные.

 Все такие нужные…

 (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

                                                 «Встали пальчики»

 Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул,  этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!»  В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!»  кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик).  Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).                                         

               «Замок»

На двери висит замок.  (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

 Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Советы учителя – логопеда родителям.

Почему дети не говорят

 1 – 3 года???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях. Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

  1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
  2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки — собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
  3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

«Это пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я — вот и вся моя семья!»

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы и потешки.)

  1. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.
  2. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
  3. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
  4. Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!».

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития, и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты