Архив категории »Страничка логопеда «

Речь начинается со звукоподражаний.

С чего начинается слово? Конечно, со звука. Точно также осознанная речь ребёнка начинается со звукоподражаний. Произнесение звукоподражаний способствует тренировке артикуляционного аппарата, даёт возможность соотносить слово и предмет, который оно называет, а, следовательно, ускоряет переход к полноценной речи.

Сначала этот процесс напоминает эхо: взрослый говорит — ребёнок повторяет за ним. Чтобы повторение было осознанным, необходимо заниматься этим в процессе игры или практической деятельности малыша.

Прежде чем развивать речевое подражание, следует учить подражанию в целом, т.е. научить малыша подражать движениям рук, ног, головы, а также действиям с предметами. Хорошо развивают подражательные способности регулярные занятия пальчиковыми играми.

Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то можно переходить к речевому подражанию:

1) Вначале работаем над гласными.

— Девочка качает куклу: «А-а-а!». Одновременно имитируем укачивание куклы.

Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно открывать рот, когда поём.

— У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем головой.

— Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша, что губы растянуты в улыбку.

— Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.

2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.

— Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».

— Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».

— Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».

3) Переходим к произнесению согласных звуков, которые имеют определённый смысл.

— Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.

— Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.

— Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в другую.

— Показываем пилу (картинку или игрушку): «Сь-сь-сь». Выполняем движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.

— Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.

— Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук дольше пожужжит.

— Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.

— Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.

4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.

  • Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей):

собака – гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.

  • Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа делает зарядку – ух!
  • Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап, малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
  • Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз – чух-чух и т.д.
  • Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.

Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:

  1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
  2. Использовать картинки или игрушки.
  3. Артикуляция должна быть чёткой, ребёнок должен видеть движения органов артикуляции взрослого.
  4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
  5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
  6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку, напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
  1. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма, речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Пальчиковая гимнастика — позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

  1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Упражнение с грецким орехом.

Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.

— Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – «вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись». Выполняем 10 раз каждой рукой.

— Мы любим, кататься с горки, научим и орешек этой игре. Ставим ладошку под углом и по тыльной стороне кисти скатываем орешек, сначала по одной, затем по другой руке 10 раз.

— А теперь представим, что это не орешек, а колобок. Покатаем колобок в ладошках. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней – орешек, другая прижимает его сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями в течение 10-15 секунд, затем меняем руки.

— Теперь наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.

  1. Игры с карандашом.

     — «МОТОР»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

     — «СКАЛКА»

Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.

Мы порог испечь решили.

Ловко тесто замесили.

Хорошенько раскатаем,

В печку жаркую поставим.

     — «КРЮЧКИ»

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок — глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!»

Категория: Без рубрики, Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Развиваем пальчики – развиваем речь.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Эти выводы не случайны. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Какую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Прежде всего, обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Выполнение упражнений с пальцами  приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Малыш учится концентрировать своё  внимание  и  правильно  его  распределять.

Вот одни из упражнений, которые нужно применять дома:

                   «Солнце»

           Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

адошки скрестить, пальцы широко раздвинуть)

«Человечек»

  Топ-топ-топ!» — топают ножки,

Мальчик ходит по  дорожке.  

(Указательный  и средний пальцы «ходят» по столу)

«Посчитаем»

  Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.

 Раз- два – три — четыре-пять!

 Будем пальчики считать –    Крепкие, дружные.

 Все такие нужные…

 (Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)

                                                 «Встали пальчики»

 Этот пальчик хочет спать, этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул,  этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!»  В детский сад идти пора!

(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!»  кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик).  Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).                                         

               «Замок»

На двери висит замок.  (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

 Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Советы учителя – логопеда родителям.

Почему дети не говорят

 1 – 3 года???

К примеру, гиперопека малыша может привести к тому, что речевая функция ребенка останется невостребованной. Ведь если окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания, зачем ему выражать свои потребности при помощи речи?

Также речь у детей может развиваться медленнее, если родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями. В этом случае малыш привыкает реагировать не на слова, а на жесты.

Что интересно – если ребенок часто находится в избыточной информационной среде, это вовсе не помогает ему начать быстрее говорить. То есть если у вас постоянно включен телевизор или радио, или рядом с малышом много болтающих между собой взрослых. Все это создает «шумовую завесу», и ребенок привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В таких случаях ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя полноценную речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Поэтому полезнее говорить с детьми, а не при детях. Как правило, в семьях, где у родителей нет ни времени, ни желания общаться с детьми, речевое развитие последних также задерживается.

Вот 7 несложных советов, как можно помочь ребенку в развитии речи.

  1. Стимулируйте любые проявления активности ребенка, радуйтесь каждому произнесенному звуку.
  2. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей – разрезные картинки, пазлы, игрушки — собирайки, кубики с картинками, игрушки-вкладыши).
  3. Играйте с пальчиками, ведь на руках находится множество нервных окончаний, стимулируя которые, мы активизируем речевую моторную зону в коре головного мозга. Детям очень нравятся такие забавы:

«Это пальчик — бабушка, этот пальчик — дедушка, этот пальчик папочка, этот пальчик — мамочка, этот пальчик я — вот и вся моя семья!»

(Возьмите руку малыша в свою и производите различные движения под фразы и потешки.)

  1. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте.
  2. Показывайте, рассказывайте, фантазируйте, комментируйте в деталях все, что хотите: чем занимается папа на работе, во что играют дети на площадках, какие заботы у птицы за окном и у людей на улицах, в магазинах и транспорте.
  3. Изучите с ребенком голоса животных, их места обитания; узнайте, чем они питаются.
  4. Разучите с малышом известные стишки про «Сороку-ворону», «Мальчика-пальчика, который с этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, а с этим братцем песни пел», «Ладушки-оладушки: мы печем  оладушки. Получилось ровно пять: один маме надо дать, два коту с усами, два съедим мы сами!».

Родителям следует помнить, что если речевое развитие ребенка значительно задерживается, и в течение беременности, родов или в период раннего развития отмечались некоторые отклонения, не стоит затягивать с обращением к специалистам. Нужно вовремя провести необходимые исследования, определить причины задержи речевого развития, и оказать ребенку помощь.

Самый активный период в развитии речи выпадает на первые три года жизни ребенка. Часто в более поздние сроки наверстать упущенное в полной мере уже не удается.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Методический час

24 мая по ул. Кузнецова, 35 для педагогов детского сада «Колосок» состоялся методический час по теме «Логоритмические упражнения – неотъемлемые элементы гармоничного развития ребенка»

Зачем это надо использовать в работе с детьми?

Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев.

Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки.

А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логоритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает к деятельности.

А своим опытом поделились учитель логопед Иванова Л. В. и музыкальный работник Гаркунова С. В.

Учитель – логопед: Иванова Л. В далее…

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты