Архив категории »Страничка логопеда «

Роль семьи в развитии речи детей.

Правильная и красивая речь – это богатство, которое может подарить ребенку каждый родитель, и оно особенно ценно, потому что останется с ним на всю жизнь.

Речь малыша формируется в общении с окружающими его взрослыми. Очень важно, чтобы мама и папа заботились о своевременном развитии речи детей, обращали внимание на ее чистоту и правильность.

Известно, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли. Ваш малыш будет иметь более широкие возможности в познании мира и в общении с друзьями. Чем лучше речь, тем активнее происходит его психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на развитии и поведении ребенка.

Вырастая, малыш осознает свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым и нерешительным. Это не то будущее, которое хотели бы видеть родители! Поэтому милые мамы и папы, бабушки и дедушки! Общайтесь с ребенком с первых минут его появления на свет правильно, следите за своим произношением, оно должно быть четким и чистым, а речь неторопливой. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей (если очень хочется — посюсюкайте с ним, когда он заснул…) Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Многие родители часто задают вопрос: «Почему ребёнок плохо говорит?»

Для развития речи большое значение имеет – состояние его высшей нервной деятельности, т.е. психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения), его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания (особенно на часто болеющих детей), влияние неблагополучной наследственности, плохая экология, неполноценное питание, психологический климат в семье и ряд других факторов. Они ослабевают организм ребенка, снижают его психическую активность.

Как развивать речь детей в домашних условиях?

  1. Разговаривайте с ребенком все свободное время. Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас.
  2. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию. Привлекайте внимание к губам, например, сложите губы трубочкой, потом улыбнитесь, пошлепайте губами, цокайте язычком, заведите моторчик губами – пррррррррр, сделайте круглые губы, широко открывайте и закрывайте рот и тому подобное…
  3. Покупайте свистульки, вертушки, воздушные шарики, соломку для коктейля, чтобы дуть в воде, мыльные пузыри – все, что заводится с помощью ветра. Так вы вырабатываете устойчивую воздушную струю, необходимую для формирования звука.
  4. Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации; поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
  5. Не употребляйте слишком длинных фраз. И не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
  6. Комментируйте его и свои действия. Например, «Сейчас я принесу одежду, и мы будем одеваться на прогулку. Что ты оденешь: шорты или брюки, красную или синюю футболку?». Ребенок вынужден ответить словом, а не жестом, особенно если предметы одежды находятся в зоне его недосягаемости, на верхней полке шкафа. Побуждайте к речи «Мы одели футболку, брюки, теперь будем обуваться! Принеси ботинки и т. д.»
  7. Вызывайте речь на сильных эмоциях, например, если ребенок что-то просит, сделайте вид, что не понимаете, объясните ему, что надо попросить и как надо сказать, он повторит за вами.
  8. Занимайтесь пальчиковыми играми (речевая зона является частью двигательного центра в коре головного мозга, т. о. мышление находится на кончиках пальцев). Играйте в мозаику, «Лего», перебирайте фасоль, крупы, раскладывайте по цветам пуговицы, лепите из теста, пластилина любые поделки и т. п.
  9. На начальном этапе в развитии речи займитесь звукоподражаниями игрушек, животных, машин. Например, машина – ж-ж-ж, самолет – в-в-в, комарики звенят – з-з-з, водичка – с-с-с, мышка – пи-пи-пи … и так далее.
  10. Обратите внимание малыша, где «живет голосок». Возьмите его на колени, прижмите к груди и спойте песенку. Ребенок почувствует вибрацию вашей грудной клетки – это голос. Когда вы молчите – голоса нет, когда поете или говорите – голос есть. Придумайте игру «Включи голосок». 11. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если это возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы дайте ребенку потрогать, поиграть с ними. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем пробуйте не договаривать последнее слово каждой строки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринять ритм и воспроизвести его.
  11. Подкрепляйте любое занятие положительными эмоциями, заканчивайте упражнения до того, как ребенок устанет. Ставьте часы перед собой и занимайтесь 10-15 минут, не больше, но 2-3- раза в день. Родители нервничают, что быстро не получается и занятие затягивается на 40 минут и более… Внимание ребенок уже не концентрирует, он устал, а вы упорно наседаете дальше. Эти часы – для Вас! Прошло 15 минут, отдохните, переключите его на другое, сходите погулять или поиграйте.
  12. Если ребенок произносит плохо начальный звук, возьмите его ладошку – четко произнесите первый звук, демонстрируя воздушный поток на ручку малыша. Например, слово — «СПАСИБО», где в его исполнении первый звук «С» выпадает. Вы произносите звук С в этом слове немного протяжнее на ладошку — «СССПАСИБО». Ребёнок почувствует этот холодный ветерок. Теперь попросите – пусть сам скажет на свою ладошку тоже с ветерком …
  13. Развивайте фонематический слух, побуждая различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож, уточка – удочка).
  14. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, то есть – изучать различными способами. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же назовите этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
  15. Организовывайте игры: например, игра «Чего (кого) не стало? Возьмите 3 игрушки, рассмотрите их с ребёнком. Затем предложите ребёнку закрыть глазки и одну игрушку спрячьте под платок. Чего не хватает? и т. д.
  16. Помните: только вы и ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

Успехов вам и терпения!

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Слушаем звуки, играем со звуками.

С самого рождения ребенка окружает множество звуков: шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Но все эти слуховые впечатления воспринимаются малышом неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него сигналами. Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом, порой просто не замечает звуков, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру.       Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, основное средство общения.

Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Эта способность не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Ее нужно развивать с первых лет жизни. Лучше всего делать это в игре.

Цель игр, приведенных ниже, — открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.

Обращайте внимания ребёнка на звуки вокруг, различайте «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей.

ГДЕ ПОЗВОНИЛИ?

     Цель: Развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: Колокольчик.

Ход: Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

   Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра — коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно. Следует учесть, что выдувание мыльных пузырей часто оказывается для малышей довольно трудной задачей. Постарайтесь помочь ребенку — подберите разные рамки и трубочки, чтобы ребенок пробовал и выбирал, с помощью чего легче добиться результата. Можно самостоятельно изготовить жидкость для мыльных пузырей: добавить в воду немного жидкости для мытья посуды и сахара. Не забывайте следить за безопасностью ребенка – не позволяйте пробовать и пить жидкость.

ВЕРТУШКА

    Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно: Давай сделаем ветер — подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее — вертушка вертится быстрее.

ПЁРЫШКО ЛЕТИ

     Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: птичье перышко.

Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

 

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Зачем нужны пальчиковые игры?

Главная цель пальчиковых игр — развитие мелкой моторики рук. Это необходимо для развития речи, укрепления мышц кистей, чтобы ребенок мог крепко держать ручку и выработать хороший почерк. Также они помогают улучшать ловкость и подвижность ребенка, совершенствовать координацию движений и скорость реакции.

У детей, с которыми регулярно занимаются пальчиковыми играми, лучше развиваются творческие способности, коммуникативные умения. Они более внимательны и эмоционально устойчивы, быстрее успокаиваются. Кроме того, пальчиковые игры являются отличным способом развеселить малыша, отвлечь его для смены вида деятельности.

Пальчиковые игры и гимнастика для детей

«Моя семья»

Перед началом игры пальцы зажаты в кулачки.

Первый палец — папочка.

(Поднять большие пальцы.)

Второй палец — мамочка.

(Разогнуть указательные пальцы.)

Третий палец — дедушка.

(Разогнуть средние пальцы.)

А четвертый — бабушка.

(Разогнуть безымянные пальцы.)

А вот этот пальчик — я!

(Выпрямить мизинцы.)

Это вся наша семья!

Хлопать в ладошки.

«Семья пальчиков»

В ходе игры держать ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

(Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.)

С этим братом в лес ходил!

(Соединить указательные пальцы.)

С этим братом суп варил!

(Соединить средние пальцы.)

С этим братом кашку ел!

(Соединить безымянные пальцы.)

С этим братом песню пел!

(Соединить мизинцы.)

«Кулачки»

Держать ладошки перед собой. После каждой строчки нужно загибать соответствующий палец.

Этот палец небольшой.

Этот палец неплохой.

Этот палец длинный.

Этот палец сильный.

Этот палец, как толстяк

Ну а вместе все — кулак!

«Пальчики спят»

Нужно поставить левую ладошку перед собой. Правой рукой следует поочередно браться за пальцы левой руки.

Хочет этот пальчик спать.

(Загнуть мизинчик.)

И вот этот — прыг в кровать.

(Загнуть безымянный.)

Этот палец прикорнул.

(Загнуть средний.)

Этот сразу же заснул.

(Загнуть указательный.)

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

(Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.)

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

(Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.)

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки.

Считалка

Руки нужно держать перед собой, пальцы зажаты в кулачки.

1, 2, 3, 4, 5!

(На каждый счет поочередно разгибать пальцы, начиная с большого пальца.)

Пальцы вышли погулять.

(Пошевелить всеми пальчиками одновременно.)

Этот пальчик нашел гриб.

(Загнуть большой палец.)

Этот пальчик кормит рыб.

(Загнуть указательный палец.)

Тот играл.

(Загнуть средний палец.)

А этот пел.

(Загнуть безымянный палец.)

А мизинчик лишь смотрел.

(Загнуть мизинец.)

Фруктовые ладошки

Перед началом игры ладошки сжать в кулачки.

Первый палец — апельсин.

И у нас он не один.

(Поднять большие пальцы и ритмично двигать ими.)

Второй палец — слива.

Сочная, красивая.

(Двигать безымянными пальцами.)

Третий палец — абрикос.

На высокой ветке рос.

(Двигать средними пальцами.)

А четвертый — груша.

Так и просит: «Скушай!»

(Двигать безымянными пальцами.)

Пятый палец — ананас.

Угощение для нас.

(Двигать мизинцами.)

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Памятка для родителей по коррекции нарушений звукопроизношений

ПАМЯТКА для родителей по коррекции нарушений звукопроизношений

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

10 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ

  /рекомендации учителя – логопеда/

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики,нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

  1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 

  2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. 

  3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите»Что он делает?» вместо «Он играет?» 

  4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 

  5. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

  6. Если ваш ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. 

  7. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

  8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 

  9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

  10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».                                                                                                                         

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты