«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма, речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Пальчиковая гимнастика — позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

  1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Упражнение с грецким орехом.

Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.

— Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – «вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись». Выполняем 10 раз каждой рукой.

— Мы любим, кататься с горки, научим и орешек этой игре. Ставим ладошку под углом и по тыльной стороне кисти скатываем орешек, сначала по одной, затем по другой руке 10 раз.

— А теперь представим, что это не орешек, а колобок. Покатаем колобок в ладошках. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней – орешек, другая прижимает его сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями в течение 10-15 секунд, затем меняем руки.

— Теперь наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.

  1. Игры с карандашом.

     — «МОТОР»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

     — «СКАЛКА»

Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.

Мы порог испечь решили.

Ловко тесто замесили.

Хорошенько раскатаем,

В печку жаркую поставим.

     — «КРЮЧКИ»

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

  1. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок — глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе«Кыш!»

Комментарии к данной записи закрыты.