Архив категории »Консультативно-методический пункт «

Консультация для родителей – «Музыкальные игры для самых маленьких , стимулирующие развитие взаимодействия со сверстниками».

С самого рождения малыша окружают заботливые и любящие взрослые. Взрослый – основной источник информации для маленького ребенка, посредник между ним и окружающем миром. Но рано или поздно у каждого ребенка появляется потребность в общении со сверстниками. Обычно это происходит к третьему году жизни. Однако интерес к другим детям малыш начинает проявлять гораздо раньше. Возникновения интереса к сверстнику у ребенка полутора- двух лет заканчиваются часто неудачей, т.к. у него нет опыта общения. А ведь общение со сверстниками очень важно для маленького малыша. Оно дает малышу массу новых, дополнительных впечатлений, сильных эмоциональных переживаний, развивает его подражательные  способности.
Уже с первых месяцев жизни младенцы выражают удовольствие при виде сверстника : разглядывают друг — друга.  Дети постарше с интересом исследуют детали одежды малыша ,подхватывают вокализации друг — друга .Но контакты младенцев как правило случайны и не имеют социальной направленности.
Малыши второго года наблюдают за действиями других людей , подражают им , стараются обратить на себя внимание. Ранние контакты детей возможны, но они крайне не устойчивы без влияния взрослого . Поэтому  взаимодействие  малышей надо организовывать.
Существуют музыкальные игры позволяющие сформировать у малыша доброжелательный  интерес к сверстнику, способствующие развитию внимания, памяти, стимулирующие двигательную и певческую активность. далее…

Категория: Консультативно-методический пункт  Комментарии закрыты

Консультация для родителей — «Игры, развивающие восприятие музыки в раннем возрасте».

далее…

Категория: Консультативно-методический пункт  Комментарии закрыты

Общая характеристика второго года жизни

Второй год жизни ребенка — это вновь перемены, новый опыт, удивительные переживания, стремительное развитие. Ваш малыш уже покинул колыбель, но еще не встал прочно на ноги.

Особенности роста и веса при рождении в этот период уже не отражаются на развитии детей. Маленькие дети догоняют крупных сверстников. Среди полуторагодовалых детей с большим трудом удается выделить тех, кто родился недоношенным.

К полутора годам малыши постепенно овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения. Шаркающая походка сменяется обычной, пружинистой. К концу второго года жизни малыш не только может сам забраться на диван, но и ловко поднимается по лестнице, наступая, то правой, то левой ногой. Ребенок начинает самостоятельно ставить ногу на носок. Он быстро овладевает методикой боковых шагов и к двум годам свободно кружится на месте. Примитивные танцевальные движения и бег — вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам.

Ребенку начинают нравиться подвижные игры. Он пытается лазать на стул, стол. Его интересует возможность забраться на подоконник, в ванну, раковину и любые другие прежде недоступные места.

Малышу хочется все взять в руки, потрогать, рассмотреть. Это стремление к познанию мира вызывает обычно тревогу у родителей. Они стараются остановить ребенка: «Не трогай», «Не бегай», «Не лезь» и т. д. А между тем шустрого и любопытного малыша необходимо поощрять, а не ругать. Просто в целях безопасности лучше на время убрать подальше ценные мелкие вещицы, все режущие и колющие предметы, лекарства и предметы бытовой химии.

Ваш малыш старается придать способность двигаться предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он толкает, тащит и волочит большинство своих игрушек. «Обученный» родителями (а иногда и телевизионными передачами) ребенок пробует «отфутболить» мяч, постирать тряпочку, подмести пол, помыть посуду.

Подвижные игры перемежаются тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей. Необходимо выделить в комнате уголок для тихих игр ребенка. Желательно, чтобы малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками: обилие игрушек рассеивает внимание ребенка. Игрушки, которыми играет малыш, периодически надо менять.

Очень важно приучать ребенка к играм в одиночестве. Это легче делать, когда малыш увлечен игрой. Постоянное пребывание рядом с мамой может воспитать у ребенка страх остаться одному. Постепенно время, когда ваш малыш остается один, удлиняется, и он без волнения и страха переносит отсутствие родителей. Если этого не сделать вовремя, вам придется «таскать» малыша с собой: по магазинам, на работу, во «взрослые» гости — по любой погоде. Другое неприятное следствие этой же проблемы — нежелание ребенка ходить в садик или ясли.

Впрочем, с ребенком уже можно договориться. Увеличивается понимание речи взрослых. Сам малыш говорит пока мало, но активно использует жесты, мимику или особые звуковые обозначения, которые понимают только близкие. Запас слов у полуторагодовалого ребенка увеличивается в 7-8 раз, но слова эти упрощенные; из них малыш не может составить даже примитивную фразу.

В этот период ребенок начинает сознательно выполнять некоторые сложные действия: например, знает, что ему нужно делать при переодевании. Вернувшийся с прогулки малыш сам снимает шапочку, носочки.
В это же время закладываются основные черты характера человека: аккуратность, доброта, трудолюбие и т, д. Их следует развивать с учетом природного темперамента малыша.

Необходимо обучать ребенка навыкам общения: как знакомиться, как вместе играть, как делиться игрушками и лакомствами со взрослыми и детьми, как вести себя с незнакомыми людьми (в транспорте, на маминой работе) и т. д.

Воспитание ребенка, особенно такого маленького — сложное дело. Оно требует от родителей постоянной и настойчивой заботы, внимания, творческого воображения, умения быстро оценивать ситуацию и тщательного контроля. Необходимо иметь представление и о возрастных психологических особенностях малыша. Литературы на эту темы довольно много, и мы советуем вам не пренебрегать ею: несвоевременные жесткие требования к ребенку, неправильная оценка его действий могут самым драматическим образом повлиять на представления малыша о мире и о себе.

Лучший метод воспитания можно назвать очень просто: «Делай, как я!» Малыш подражает нам во всем, и потому поступки, поведение, чувства родителей и других близких родственников «воспитывают» ребенка гораздо эффективнее любых слов или специально смоделированных ситуаций. Если мы хотим вырастить человека, который (как нам кажется) будет «лучше нас», нам необходимо следить за собой и поступать не так, как привычно, а как мы хотели бы поступить.

Отметим следующее: стремление ребенка подражать взрослым необходимо широко использовать. Если малыш научится мыть посуду или подметать пол, он и потом будет делать это без напоминаний и принуждения.

Приведем еще один пример. В первом полугодии второго года жизни у ребенка появляются первые коренные зубы; естественно, за ними необходимо ухаживать. Пока ваш малыш не понимает, зачем взрослые чистят зубы и полощут рот, но с удовольствием повторит все это за вами. Сначала предложите ребенку внимательно рассмотреть зубную щетку, повторить ваши движения. А после того, как малыш освоит щетку, покажите ему, как чистят зубы с пастой: сначала наружные поверхности зубов, а потом — внутренние; разучите движения. Продольные движения надо чередовать с поперечными — так можно удалить все застрявшие между зубами частицы пищи. Пусть малыш привыкнет по вечерам перед сном чистить зубки (и запомнит, что после чистки зубов уже ничего не едят), а потом споласкивать зубную щетку, стаканчик или чашечку и ставить щетку сушить. Не удивляйтесь, если потом ребенок попытается «почистить зубки» своему мишке или кукле — в этом возрасте игры малыша носят отобразительный характер.

Ребенок, если ему показать, будет строить из кубиков домик, забор, поезд. К концу второго года жизни малыш охотно играет с песком, наполняет водой чашечку и ведерко, готовит из песка куличики — если, конечно, кто-нибудь покажет ему, как это делается.

Игры ребенка становятся разнообразными. Малыш не просто качает куклу, но и укладывает ее в кровать, возит в колясочке, кормит. Игрушки-животные начинают рычать, мяукать и говорить словами. В этом возрасте ребенок любит крупные игрушки.

Очень важно систематически заниматься с ребенком. Развивающие игры и специальные упражнения помогают малышу научиться хорошо говорить и понимать других людей, дают возможность освоить сложные движения.

Второй год жизни очень важен в интеллектуальном развитии ребенка. Если малышу уделяют недостаточно внимания, то по развитию речи и умственных способностей он может значительно отстать от своих сверстников.

На протяжении всего второго года жизни совершенствуется мышление. Необходимо давать ребенку задания, побуждать его петь, рисовать, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах и т. д. Поощряйте самостоятельность ребенка.

К концу второго года жизни ребенок начинает ориентироваться в окружающем его мире. Он усваивает название движений и действий, осознает качественные различия предметов, но еще нередко ошибается, путает близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы. Не пугайтесь этого. Постепенно все встанет на свои места.

В это время активно развивается речь. От примитивных слов малыш переходит к словам и коротким фразам, употребляет глаголы, местоимения и т. д. Он старательно вслушивается в речь взрослых, старается повторять не только отдельные слова, но и целые фразы.

В течение второго года жизни ребенок четко осознает свой пол. Теперь мальчики и девочки ведут себя по-разному, предпочитают различные игрушки (машинки или куклы), требуют одевать их в соответствии с полом.

Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.

Категория: Консультативно-методический пункт  Комментарии закрыты

Консультация для родителей – «Музыкальные игры для детей раннего возраста с сюжетными игрушками».

Сюжетные игрушки очень интересны для малышей раннего возраста. Но не всегда маленький ребенок самостоятельно умеет действовать с ними. В таких случаях требуется помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, знакомит кроху с повадками животных, их звуками(лай собаки, рычание мишки и т. д.

Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, т. к. сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является стимулирующим фактором для развития эмоций и вниманием ребенка.

Играя с крохой первого года жизни, мама сама выполняет действия с игрушками напевая простые песенки, тем самым развивая эмоционально – положительные реакции, вызывая у крохи слуховое и зрительное сосредоточение, стимулируя повороты головки, туловища, движения ручек.

Малыш второго года жизни с помощью взрослого выполняет простые действия с игрушками, связывая их с музыкой определенного характера: кукла пляшет, спит, зайка прыгает и т. д., подражая взрослому кроха самостоятельно выполняет сюжетно – образные движения. Играя ребенок учится заботится об игрушках, бережно относится к ним.

Для музыкальных игр нужны мягкие игрушки разного размера, резиновые игрушки, игрушечные предметы быта, сюжетно – транспортные игрушки. Очень нравятся малышам игрушки, которые двигаются и звучат (щебечущая птичка, рычащий мишка и т. д.)  далее…

Категория: Консультативно-методический пункт  Комментарии закрыты

Эмоциональная привязанность

В этой статье мы поговорим о том, что такое эмоциональная привязанность, о ее значении в жизни ребенка и о том, как ее развивать.

Привязанность – это  тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви. Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться  к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей. А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя будучи взрослыми, достигают большего.

Последствия нарушений привязанности

Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.

Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.

Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.

 

Если в раннем возрасте мама была холодна с ребенком, то  дети  часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения.

Если родители проявляли агрессию по отношению к ребенку, такие дети в дальнейшем стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Если в раннем детстве дети подвергались жестокому обращению и насилию со стороны близких, то зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Как укрепить привязанность?

Привязанность не появляется в момент рождения. Чтобы установить связь с крохой, надо правильно себя вести с первых дней жизни младенца. Зрительный контакт, ласковый голос, готовность прийти на помощь – важность некоторых действий мы осознаем интуитивно. Остальные секреты взаимопонимания можно постичь, соблюдая нехитрые правила:

обнимать и целовать малыша;

  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • играть и вместе  осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Все эти способы: массаж, купание, прогулки, игры и так далее связаны с контактом кожа к коже. Это физический контакт ребенка с мамой.

Для ребенка прикосновение взрослого — знак того, что его любят, замечают, обращают внимание и принимают. Поэтому любое прикосновение мамы или папы — это одно из тех самых простых событий в жизни малыша, всегда доставляющих удовольствие.

Самое интересное, что исследования подтвердили значимость физического контакта: оказывается, дети, к которым прикасаются часто и с любовью, гораздо лучше растут и развиваются.

О  важности объятий и поцелуев для ребенка

Считается, что мальчиков нужно воспитывать в строгости и проявлять к ним меньше нежности. Однако, это совершенно не так. Потребность в объятиях одинакова и у мальчиков, и у девочек. Но согласно статистике, девочки в младенческом возрасте получают в 5 раз больше объятий, чем мальчики. Мальчики больше нуждаются в ласке в более младшем возрасте, и со временем эта потребность снижается, а скорее принимает другую форму. В подростковом возрасте мальчики больше нуждаются не в объятиях и поцелуях, а в рукопожатии, похлопыванию по спине и т.д. У девочек же, наоборот, с возрастом потребность в тактильном контакте только увеличивается. Ее пик приходится на начало подросткового возраста, 10 — 12 лет. Особенно в тактильном контакте ребенок нуждается в стрессовой ситуации: при волнении, плохом самочувствии и т.д.
Лечебное свойство объятий
Наверное, все мамы замечали удивительный факт, как легко «залечить» ребёнку ушиб или ссадину, просто положив на неё руку, погладив, подув и поцеловав. Это такой безотказный метод.
Ученые из университета Чикаго, США, выяснили, что мамины объятия (и других близких людей) имеют мощный успокаивающий и обезболивающий эффект.
Была изучена реакция недоношенных малышей на забор крови в присутствии мамы или папы. Ребёнок переживал болезненные процедуры с наименьшим стрессом, особенно если имелся телесный контакт «кожа-к-коже».
Эксперты говорят, что боль одинокого ребенка и ребенка на руках родителей, не идет ни в какое сравнение. Значит близость родителей действительно оказывает мощнейший анестетический эффект на малыша.

Способы, укрепляющие привязанность:

Игровой массаж

Напомним вам слова игрового массажа знакомого с детства.

Рельсы, рельсы,
(вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
Шпалы, шпалы.
(вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(проводим ребром ладони по спинке)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
(стучим по спине фалангами пальцев)
Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
(слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
(двумя пальцами пощипываем спину)
Пришёл дворник,
(двумя пальцами «идем по спине)
Все подмел.
(Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
Прошёл слон.
(«ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» двумя пальцами)
Пришёл директор зоопарка,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё расчистил.
(гладим спину ладонями)
Поставил стол,
(слегка нажимаем кулаком на спину)
Стул.
(стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
Начал писать письмо:
(“пишем” по спине пальцами)
Посылаю жене, дочке,
(«рисуем каракули», водя пальцем по спине)
Заграничные чулочки
(Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
Будет дочка их носить,
И отца благодарить.
Смял письмо,
(ладонями двух рук помять спинку)
Потом разгладил,
(сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спине)
И маленькую подпись.
(указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
Запечатал письмо в конверт.
(ладонями рук провести по спине с боков к центру)
Опустил в почтовый ящик.
(засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
Письмо шло-шло-шло
(Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
И на место пришло.
(Слегка шлепнуть по попе)

Белка хвостиком метет

Белка хвостиком метет,
(Легкими движениями пальцев гладим спинку)
Рыбка по морю плывет.
(Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)
Как по небу облака,
Мы погладили бока,
(Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)
Как летят снежинки,
(Едва касаясь рукой, гладим спину)
Так мы гладим спинку!

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)

Тактильные игры

  1. Носик с носиком встречался
    Носик с носиком бодался.
    А потом «привет» сказал,
    Носик весь зацеловал!Ножки-ножки, топотушки!
    Попрыгушки, побегушки.
    Ножки сильными растут,
    Скоро быстро побегут!

    3. Ручки-ручки, все хваталки
    Крепко маму обнималки,
    Мы потянем ручки вверх,
    Скоро дорастем до всех!

    4. Пятки, розовые пятки,
    Поиграем с мамой в прятки!
    Мама спряталась: ку-ку!
    Я найти ее смогу!

    5. Этот мягонький животик
    Подарил нам бегемотик!
    Если пузик целовать,
    Малыш будет хохотать.

    6. Есть у ежика щетинка,
    Наша гладенькая спинка!
    Вот бежит сороконожка –
    Это мамина ладошка.

    7. Носик, носик, носопырка –
    Справа дырка, слева дырка
    А на кончике звоночек,
    Сам звенит, когда захочет.

    8. Щечки, сладенькие щечки
    Нежные, как лепесточки.
    Щечка – раз и щечка – два!
    Целовать давно пора!

    9. Все прекрасно слышат ушки,
    Наши ушки-непослушки!
    Когда глазки крепко спят,
    Ушки маму сторожат.

    10. Прилетел к нам ангелочек
    Сел на правый наш носочек
    Покачался и взлетел –
    На головушку присел.

    11. Прилетела к нам синичка
    Села (имя) на реснички
    Крыльями закрыла глазки,
    Чтобы снились (имя) сказки.

    Игры у мамы на коленях

Эту игру очень любят дети в возрасте примерно с 8 месяцев до 3 лет. Она развивает чувство ритма и речь. Ну что, поехали? Подбрасываем ребенка на коленках и напеваем текст, а на слове «Бух!» – роняем между коленями.

 

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В яму бух — раздавили сорок мух!

 

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Маша на подушке!

На подушечке верхом!

Бух! С подушки кувырком!

 

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом… в яму!

Бух!

 

Пальчиковые игры

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

А вот полный текст «Ладушек».

— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

А самое главное — любите своего малыша. Не стесняйтесь открыто проявлять любовь и нежность. Чувство безопасности, ощущение внимания и заботы помогут установить теплые, доверительные отношения. С годами привязанность будет становиться крепче, вселяя в ваше чадо уверенность в себе.

 

 

 

Категория: Консультативно-методический пункт  Комментарии закрыты