Уважаемые коллеги, гости нашего сайта. Сегодня я хочу рассказать вам о документе «Инновационная Россия — 2020» от 2010 года. Прочитав его, я узнала о амбициозных, но достижимых целях (по мнению разработчиков этого проекта) долгосрочного развития России до 2020 года. Это обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Этот документ дал мне ответы на многие вопросы, приходящие в голову в связи с изменениями в образовании в последние годы. А самое главное, я поняла, в чем заключается миссия воспитателя на сегодняшний день — это воспитание инновационного человека. Почему именно инновационного человека? Ответ как ни странно далек от педагогики и определен нынешней экономической ситуацией в России. Начнем с того — где мы сейчас?
Россия, как и все человечество в целом, сталкивается с глобальными вызовами: изменение климата, старение населения, продовольственная безопасность и так далее. Для того, чтобы ответить на эти вызовы необходимо развивать инновационные технологии. Здесь очень важен человеческий потенциал. В России он утрачивается. Растет доля исследователей в возрасте 60 лет. И, несмотря на выдающиеся успехи отдельных российских ученых, Россия все хуже представлена в мировой науке.
Таким образом, одной из ключевых задач данной стратегии является наращивание человеческого потенциала. Для этого необходима модернизация всех ступеней образования в целом. Но, кто же такой инновационный человек? Какими компетентностями он должен обладать? Во — первых, он должен быть готов к постоянному обучению. Во — вторых, критически мыслить. В — третьих, быть креативным, предприимчивым, уметь работать в команде и самостоятельно. В — четвертых, владеть иностранными языками, а на английском свободно общаться. Формирование компетенций инновационного человека должно начинаться еще до школы. Именно на стадии дошкольного детства закладываются основы навыков по способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность. Дальнейшее образование может эти навыки развить, но не сформировать их заново. На дошкольной стадии важнейшую роль играет семья. Внимание родителей к семейному воспитанию и обучению создает для детей мощную «стартовую площадку» для дальнейшего успешного получения образования и занятия достойного места в обществе.
Как на этапе дошкольного детства заложить основы вышеупомянутых компетенций? В следующем учебном году мы будем заниматься поиском методов, приемов, технологий активизирующих деятельность ребенка, развивающих его личность. Мы видим выход в изменении подхода к образовательной деятельности. На смену традиционному — знаниевому подходу должен прийти деятельностный, где будет задействована творческая сторона мышления ребенка, а не репродуктивная. Мы будем учить мыслить детей путем создания и решения проблемных ситуаций, организации исследовательской деятельности, направленной на открытие нового в процессе решения проблем.
Старший воспитатель Дериглазова Е.В.