К моменту поступления в детский сад, старайтесь сформировать культурно – гигиенические навыки, которые будут необходимы в детском саду:
- мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
- умываться после еды и после каждого загрязнения;
- пользоваться полотенцем;
- пользоваться горшком.
Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года, ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир — рисунок на ткани, аппликация.
Учим умываться.
- Завернуть рукава одежды ребенка.
- Проверить температуру воды.
- Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Приговариваем:
«Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды
Чисто умываемся
Маме улыбаемся».
- Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
- Вымыть лицо, называя каждую его часть. Можно приговаривать: «Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок».
- Еще раз обмыть водой руки ребенка.
- Закрыть воду.
- Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
- Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
- Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»
О формировании умения пользоваться горшком.
Подобно умению ползать, ходить и говорить, навык опрятности формируется у каждого ребенка индивидуально. После года объем мочевого пузыря увеличивается. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз.
Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет определенную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев желательно сформировать у ребенка навык опрятности.
С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки («пи-пи» и пр), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.
На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы! Главное, чтобы ребенок чувствовал, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, и он будет стараться доставить вам это удовольствие.
Учим пользоваться горшком.
- Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
- Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
- Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие. Ребенок должен ощутить разницу.
- Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
- Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
- Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация – начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие «желанные» для вас процедуры.
- Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
- Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
- Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.