Родителям о диагностике готовности к школе

Цель диагностики – это комплексная оценка развития ребенка. На ее основании мы можем выявить слабые стороны развития ребенка и в оставшийся промежуток времени поработать над снижением выявленных рисков. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально и  включала в себя оценку:

  1. личностного развития.
  2. эмоционального развития.
  3. творческого развития.
  4. умственного развития:

4.1. речевое развитие,

4.2. развитие мелкой моторики и графических умений,

4.3. развитие зрительно – пространственного восприятия,

4.4. развитие внимания,

4.5. развитие мышления,

4.6. развитие самоорганизации.

  1. Что такое личностная готовность?

Это то, что ребенку в первую очередь необходимо для успешного начала школьного обучения – положительное отношение к школе, желание учиться, стремление стать школьником. Если у ребенка нет желания учиться, то существенного успеха в школе он не достигнет. Помните, что, в первую очередь, забота о формировании личностной готовности ребенка лежит на плечах родителей. Оценивалась личностная готовность в ходе беседы с воспитателем, где ребенку задавались вопросы: «Хочешь ли ты в школу? Знаешь ли, зачем ребята ходят в школу?».

  1. Диагностика эмоционального развития необходима для выявления отклонений в эмоциональной сфере и предотвращения возможных срывов в поведении. Для оценки эмоционального развития предлагались такие задания как: «Закончи предложения». Например, «Я смеюсь, когда…. Мне грустно, когда….. и т.д.
  2. Творческое развитие.Чем выше уровень развития творческих способностей ребенка, тем успешнее будет ребенок в обучении. Для оценки творческого развития ребенка предлагались такие задания — как «Придумай рифму к слову», «Дорисуй фигуру так, чтобы получилась какая-нибудь картинка».
    1. Диагностика умственного развития оценивала:

    4.1. Речевое развитие.

    Речевое развитие является базой для формирования учебной деятельности. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но и практически невозможно. Однако,  различные нарушения встречаются часто. Это:  нарушения звукопроизношения,  трудности звукового  анализа слова. Дети допускают ошибки при составлении предложения из слов. Многие не имеют в активном словаре такого предлога как «За». При составлении рассказа по серии сюжетных картин выяснилось, что предложения детей простые, а словарный запас богатым не назовешь.

    Для диагностики предлагались  задания на умение составить рассказ по серии сюжетных картин, которые ему нужно было предварительно разложить в правильной последовательности.

баб1 баб2 баб3

Задание «Скажи, где лежит мяч?»

мяч

 

4.2. Мелкая моторика и графические умения.

Развитие мелкой моторики и графических умений важный показатель развития ребенка. К 6-7 годам ребенок способен манипулировать мелкими предметами, уметь держать ручку, выполнять простые графические движения (рисовать вертикальные и горизонтальные линии, круг, квадрат, треугольник). При этом штрих должен быть четким, линии ровными, без разрывов, не должно быть сильного напряжения, дрожания руки.

Для оценки уровня развития моторики и графических умений проводились задание, где ребенок должен был заштриховать «Кораблик».

кораблик

Предлагалось повторить пальчиковые упражнения «Заяц», «Коза».

заяцкоза

4.3. Зрительно – пространственное восприятие.

При недостаточности зрительно – пространственного восприятия невозможно научить ребенка хорошо читать и писать. Для диагностики предлагались такие задания: «Наложенные изображения», где ребенок должен посчитать определенные фигуры.

наложенные изображения

«Срисуй фигуры».

 

фигура1 фигура2

4.4. Внимание и память.

Это необходимый компонент успешного обучения. Неустойчивое внимание, трудности произвольного запоминания могут существенно затруднить обучение. Для диагностики предлагались задания «Запомни слова», «Запомни предложение», «Запомни картинки».

4.5. Мышление.

Современные дети много видят, слышат. Но важно, чтобы ребенок имел не только определенный запас знаний, но и умел им воспользоваться: умел рассуждать, делать выводы. Для этого надо чаще задавать вопросы «А что если», «Как ты думаешь», «Почему»? Для диагностики предлагались задания «Разложи карточки по группам», где ребенку предлагались вперемешку карточки овощей, фруктов, ягод, одежды. «Закончи фразы», например, «Что будет, если принести сосульку в теплую комнату?».

4.6. Самоорганизация (волевая готовность).

Воля – это главное для овладения собственным поведением. Но несформированность воли  часто встречается у детей 6 – 7 лет и способна серьезно осложнить процесс обучения. Нарушения волевого поведения могут  быть связаны с неблагоприятным развитием нервной системы, тяжелыми и частыми заболеваниями, неблагоприятной семейной обстановкой. Ребенок готовый к школе должен  соблюдать правила школьного распорядка. Для этого он должен уметь подчинять свои непосредственные желания словам взрослого, понимать свою ответственность. Другими словами —  ребенок должен уметь слушать взрослого и слышать. Это в идеале. Но на самом деле вопросы волевой готовности с течением времени становятся все более актуальными. Это связано с общей раскованностью общества, что сказывается на детях. Меняется стиль общения родителей и детей. Дети становятся менее самостоятельными, ответственными.  Таких детей считают не «неспособными», а нежелающими учиться.

Критерии оценок

За каждое задание ребенок мог получить от 1 до 3 баллов.

3 балла — задание выполняется самостоятельно и не вызывает трудностей.

2 балла —  выполнение задания затруднено, есть неточности, требуется помощь.

1балл – задание не выполняется даже с помощью.

В итоге по каждому разделу диагностики ребенок мог набрать от 5 до 15 баллов.

8 – баллов – низкий уровень.

9-12 баллов – средний уровень.

13- 15 баллов – высокий уровень.

 

Категория: Группа "Теремок"

Комментарии к данной записи закрыты.