Сюжетные игрушки очень интересны для малышей раннего возраста. Но не всегда маленький ребенок самостоятельно умеет действовать с ними. В таких случаях требуется помощь взрослого. Он учит малыша укладывать куклу спать, кормить кошечку, знакомит кроху с повадками животных, их звуками(лай собаки, рычание мишки и т. д.
Музыкальные игры с сюжетными игрушками вызывают особую радость у малыша, т. к. сопровождаются музыкой или пением взрослого, что является стимулирующим фактором для развития эмоций и вниманием ребенка.
Играя с крохой первого года жизни, мама сама выполняет действия с игрушками напевая простые песенки, тем самым развивая эмоционально – положительные реакции, вызывая у крохи слуховое и зрительное сосредоточение, стимулируя повороты головки, туловища, движения ручек.
Малыш второго года жизни с помощью взрослого выполняет простые действия с игрушками, связывая их с музыкой определенного характера: кукла пляшет, спит, зайка прыгает и т. д., подражая взрослому кроха самостоятельно выполняет сюжетно – образные движения. Играя ребенок учится заботится об игрушках, бережно относится к ним.
Для музыкальных игр нужны мягкие игрушки разного размера, резиновые игрушки, игрушечные предметы быта, сюжетно – транспортные игрушки. Очень нравятся малышам игрушки, которые двигаются и звучат (щебечущая птичка, рычащий мишка и т. д.)
От рождения до 6 месяцев.
Игра «Матрешки», муз. Ю. Слоновой
Для игры понадобится кукла – неваляшка. Положите малыша на живот, покажите неваляшку. Пойте песню и звените игрушкой:
Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки!
Завязали мы платочки, ладушки, ладушки!
Раскраснелись наши щечки, ладушки, ладушки!
Спрячьте куклу, воскликнув: «Ай, нет ляли!». Потом покажите.
Эта игра поможет крохе находить источник звука, фиксировать на нем взгляд, стимулировать к повороту головы, развивать эмоциональную сферу.
Игра «Петушок», рус. нар. песня
Приготовьте для игры петушок би – ба – бо. Кроху положите на живот. Показывайте игрушку и пойте песенку:
Петушок, петушок золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь, Вани спать не даешь!
Спрячьте игрушку за спину, воскликнув: «Ай, нет петушка! Где он? Вот петушок!», показывайте то слева, то справа. Игру повторите несколько раз.
Игра «Шофер», муз. А. Попатенко
Посадите резиновую игрушку зайку в машину. Положите малыша на живот. Двигайте машинку из стороны в сторону перед крохой и напевайте:
В машине, машине шофер сидит.
Машина, машина идет, гудит.
Ритмично нажимайте на игрушку, чтобы она издавала звук:
Би – би – би! Би – би – би!
Побуждайте кроху дотягиваться до машинки, исследовать ее, нажимать, извлекая звук. Играйте, пока у малыша сохраняется интерес.
Игра Зайка», рус. нар. песня
Положите кроху на бок, поставьте мягкую игрушку зайку. Напевая песенку, двигайте игрушку перед малышом:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так и вот так он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть!
Приподнимайте и опускайте зайку перед ребенком:
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать!
Спрячьте зайку:
Зайку волк испугал! Зайка тут же убежал!
Потом переложите кроху на другой бок. Стимулируйте эмоционально – положительные реакции на игрушку.
От шести месяцев до года.
Игра «Кукла спит», рус. нар. песня
Приготовьте куклу размером 12 – 15 см, чтобы крохе было удобно ее держать. Возьмите куклу на руки и объясните: « Кукла хочет спать». Пойте колыбельную песню:
Баю, баю, куколку, качаю.
Баю, баю, куколку, качаю.
Баю, баю, баю.
Спойте еще раз: « А – а – а!». Дайте покачать куклу малышу. Скажите, что Ляля спит, мы споем ей песенку: « А – а – а!».Пойте сдог, который он произносит.
Игра « Маленький зайка», рус. нар. песня
Приготовьте маленького зайку на резинке и корзинку. Напевая песенку, дергайте зайку за резинку:
Заинька, зайка, маленький зайка,
Беленький зайка прыг да скок!
Прыгает, зайка, маленький зайка,
Беленький зайка прыг да скок!
Разведите руки в сторону, удивленно восклицая: «Нет зайки! Где зайка?». Когда малыш сдернет накидку, повторите игру с начала. Дайте крохе обследовать игрушку, подергать за резинку. Эта игра побуждает малыша к ползанию.
Игра «Веселые путешественники», муз. М. Старокодомского
Вам понадобится небольшая машина, в которой будет сидеть резиновая кошка. Пусть малыш сядет на пол. Двигайте машину с кошкой перед малышом, напевая веселую песенку:
Мы едем, едем, едем в далекие края,
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живется, мы песенку поем,
И в песенке поется о том, как мы живем!
Отодвигайте игрушку от крохи, побуждая к ползанью:
Красота! Красота! Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку – забияку,
Обезьяну, попугая – вот компания какая!
Позвольте малышу взять игрушку, обследовать. Стимулируйте малыша к подражанию. Скажите: « Это машина. Би – би. Вот кошечка. Мяу – мяу!»
Игра « Лошадка», муз. Е. Тиличеевой
Приготовьте лошадку – качалку. Малыш должен находиться на полу. Раскачивайте игрушку и пойте, побуждая кроху к ползанию:
Посмотрите на лошадку, посмотрите на лошадку.
Вот бежит она, да, да! – Эй, лошадка, ты куда?
Если ребенок не проявляет активности, приближайте игрушку к нему, продолжая петь:
Скачет к Ванечке лошадка, скачет к Ванечке лошадка,
Цок, цок, цок, цок! Здравствуй, Ванечка, дружок!
Побуждайте малыша раскачивать лошадку под ваше пение. Если кроха активен, прячьте лошадку в разных местах.
От года до двух лет.
Игра « Заинька», муз. В.Карасевой
Вам нужен зайка на резинке. Пойте песенку, закрепляя понятия -зайка прыгает, зайка скачет:
В огороде заинька, в огороде маленький,
Он капустку грызет, он морковку берет.
Отбросив зайку в сторону, воскликните: « Скок, скок, убежал в лесок!» — стимулируя ребенка к переступанию, первым шагам. Дайте крохе возможность дергать зайку за резинку и отбрасывать его. Игру можно сделать более эмоциональной, если использовать аудиозапись. Напоминайте малышу: « Музыки нет – зайка не скачет! Музыка играет – зайка скачет!».
Игра « Птичка», муз. Е. Тиличеевой
Приготовьте птичку – свистульку. Напевайте песенку:
Села птичка на окошко, посиди у нас немножко,
Подожди не улетай, улетает…..Ай!
Спрячьте птичку за спину, издайте потом звук свистулькой и посадите игрушку на головку ребенку, ручку .Двигайтесь по комнате, побуждайте кроху к звукоподражанию, восклицая: «Ай!». Стимулируйте малыша к игровым действиям.
Игра « Идет коза рогатая», рус. нар. песня
Рассмотрите игрушку козу: ножки, ручки, рожки. Пусть ребенок покажет их, а вы напевайте:
Я козочка рогатая играю целый день.
Звенит мой колокольчик – динь, динь ,динь, дилень.
Предложите крохе поиграть с козой. Потопайте ногами:
Идет коза рогатая, за малыми ребятами.
Кто кашу не ест, молока не пьет,
Забодаю, забодаю! Забодаю, забодаю!
Потом поиграйте в догонялки, вызывая у малыша положительные эмоции. Предложите крохе покормить козу.
Игра « Собачка», рус. нар. муз.
Рассмотрите с малышом игрушку собачку. Спойте песенку:
К нам пришла собачка, умная собачка.
С детками играет, очень громко лает! Гав – гав –гав!
Побуждайте малышей звукоподражать. Потом поиграйте в догонялки, вызывая у детей смех и желание убегать от собачки.
Игра «Кукла Катя», муз. М. Карасевой
Покажите нарядно одетую куклу крохе, приплясывая при этом и напевая:
К нам пришла в нарядном платье с белым бантом кукла Катя
С нами вместе поиграть, с нами вместе поплясать!
Дайте ребенку куклу и предложите показать, как кукла танцует. Потом объясните малышу, что кукла устала, хочет спать. Пойте и качайте куклу:
Баю, баю, баю куколку качаю,
Куколка устала, целый день играла.
Повторите песенку, стимулируя кроху подпевать и подражать действиям.
Игра «Мишка – шалунишка», муз. Т. Попатенко
Вам понадобятся мишка, кукольная посуда, одеялко. Предложите малышу покормить мишку, а потом положить его спать. Пойте песенку , стимулируя ребенка к подпеванию:
Спать не хочет бурый мишка – Уж такой он шалунишка.
Я топтыжку покачаю: — Баю — баю, баю – баю!
Ты ложись-ка на кроватку, спи, мой мишка, сладко- сладко.
Я ведь тоже засыпаю: -Баю-баю, баю-баю!
Предложите малышу спрятаться, пока спит мишка: «Когда мишка проснется, он будет искать тебя!» и пойте:
Мишка по лесу гулял, друга Ванечку искал.
Долго, долго он искал, сел на травку задремал.
Присядьте недалеко от малыша и спросите: «Ну, где Ванечка? Куда спрятался?». Кроха покажет свое довольное личико. Со словами: «Догоню Ваню» — догоните кроху, и пусть мишка обнимет его.
В этой игре у малыша формируется терпение, внимание, мышление, доброжелательное отношение к сюжетным игрушкам.
Музыкальные игры с сюжетными игрушками постепенно подводят малыша к простой сюжетной игре, они стимулируют двигательную и певческую активность, положительно влияют на развитие эмоциональной сферы, мышления ребенка.