В очередной раз в нашем детском саду (Кирова,3) прошло мероприятие в рамках VI Областного Форума для родителей «Большая перемена». В этом году нами была определена тема «Влияние игры на развитие дошкольников». Эпиграфом к мероприятию стали слова А.С.Макаренко «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». Первым вопросом в повестке стал доклад директора детского сада Сердюковой Любовь Николаевны «О создании игровой среды в детском саду». Согласно ФГОС игра является не только развлечением, но и основным средством развития ребёнка. Поэтому в последние годы в детском саду интенсивно пополняется игровая среда. В 2015 году на покупку игрушек в двух детских садах «Колосок» было израсходовано 1.021.808, в 2016г. – 1.161.850 рублей. Обновлён музыкальный кабинет детскими музыкальными инструментами, тем более что планируется открытие дополнительной образовательной услуги в данном направлении. Активно приобретаются костюмы для театральной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Формируется база обучающих методик: кубики Никитина, квадрат Воскобовича, блоки Дьенеша. Систематически закупаются спортивные игрушки. При покупке игрушек мы ориентируемся на примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения детского сада, разработанный Министерством образования России. По итогам социологического опроса родителей по выявлению степени удовлетворённости качеством дошкольного образования в 2017 году 96% опрошенных в полной мере удовлетворены предметно-игровой средой созданной в группе.
Но как обстоит дело с игровой средой в условиях семьи? Как вообще родители относятся к играм и игрушкам? Чтобы ответить на эти вопросы, за 2 недели до проведения Форума среди пап и мам было запущено анкетирование. Всего в анкетировании приняло участие 60 человек. Исходя из анализа анкет, были сделаны выводы, что в домашних условиях создаётся игровая среда, и подавляющее большинство родителей считают, что игры и игрушки оказывают огромное влияние на развитие детей. Но выявились и проблемы:
1.Подвижные игры не популярны среди дошкольников. Время дворовых игр прошло. Обучающие и компьютерные игры заменили детям общение и физическую активность. Причём родители уделяют недостаточное внимание отбору компьютерных игр.
2.Родители редко играют вместе с детьми.
Поскольку, как педагоги мы знаем, что игра – это основное средство обучения и воспитания в дошкольном возрасте, то таким же образом мы решили «повоспитывать» и родителей дошкольников. Им было предложено сыграть в квест, который мы назвали «В поисках истины об игре». Для этого все родители были разделены на три команды. Каждой команде была вручена карта, с помощью которой они передвигались по саду. В назначенном месте играющих ждали наши агенты, которые предлагали им подсказку, указывающую на место, где лежит записка. Но, даже найдя записку, родители не могли прочитать её сразу, так как она была написана необычным способом, например, свечей или зашифрована. Записки содержали ключевые слова, а именно названия трех видов игр: обучающие, подвижные, сюжетно-ролевые, в соответствии с которыми команды выполняли задания на трех этапах. За каждый этап команды зарабатывали баллы. Команду, набравшую максимальное количество баллов, вы видите на этой фотографии. Я думаю, что это счастливые родители, счастливых детей, так как, несмотря на то, что они взрослые дяди и тёти, они до сих пор не разучились играть и делали это с таким азартом и упоением, что можно было только позавидовать.
После завершение квеста все команды снова собрались в зале. Было заметно, как изменилось настроение: на лицах сияли улыбки, слышался смех и оживлённое общение собравшихся друг с другом. В этом и заключается благотворное влияние игры на психическое состояние человека. Недаром существует изречение, что игра это психический витамин. Учеными давно доказано, что интересные игры разгружают человеческий мозг, противостоят депрессии. А мы педагоги используем это для достижения собственных целей. И в данном случае мы хотели, чтобы родители через игру убедились:
1.Все три вида игр, в которые они с удовольствием поиграли, необходимы для становления личности ребёнка. Если ребёнок не будет играть в обучающие игры, он не будет развиваться интеллектуально. Если не будет играть в подвижные игры, в конце концов, это выльется в проблемы со здоровьем. А если он не будет играть в сюжетно-ролевые игры, то не сможет полноценно социализироваться в обществе.
2.Нужно играть с детьми как можно чаще. Особенно в подвижные игры на свежем воздухе. Потому что никакая игрушка не будет развивать ребёнка сама по себе и не заменит ребёнку радости общения с вами.
Закончили мы нашу встречу тем, что каждый должен был продолжить фразу «Игра – это хорошо, потому что…». Ответы родителей это и были выводы, к которым каждый из них пришел во время мероприятия:
— Игра – это весело,
— игра – это здорово,
— игра – учит мыслить,
— игра – учит соблюдать правила,
— игра развивает фантазию.
Подобных высказываний 52, что соответствует количеству присутствующих на Форуме родителей.
И в заключении, я как мама и старший воспитатель, могу посоветовать: играйте вместе с детьми. Почему? Потому что ощущение от игры – сродни ощущению счастья. Берегите это ощущение в своих детях. И знайте, что чем счастливее ваш ребёнок в детстве, тем счастливее он будет в дальнейшей взрослой жизни.
Старший воспитатель МАУ ДО «Викуловский детский сад «Колосок» Дериглазова Е.В.