В феврале 2014года в течение недели с целью приобщения семей наших воспитанников к основам культуры здорового питания была проведена работа в рамках проекта «Здоровое питание». С этим проектом мы решили поучаствовать в районном фестивале – конкурсе детских тематических проектов «Питание и здоровье». Прошли заочный этап конкурса, и заняли первое место в очном этапе конкурса в номинации «Здоровое питание».
Участниками проекта стали дети двух подготовительных групп и их воспитатели Мохова А.Н. и Мухина Н.И. А также родители, старший воспитатель – Дериглазова Е.В., медсестра – Котлярова Т.Н., повара – Белова И.А. и Ломакина И.П., помощники воспитателей – Цыганова Е.В. и Коротаева Т.Г.
План работы был таков.
Понедельник.
Тема дня: «Как питаешься, так и улыбаешься».
Задачи дня: продолжать знакомить детей с правилами здорового питания, основными группами полезных пищевых продуктов, а именно молочных, крупяных, мясных, фруктовых, овощных, их пользой для здоровья человека. Подвести детей к выводу о взаимосвязи питания и здоровья. Продолжать знакомить детей с профессией повара
Первый день – это самый ответственный день проекта, ведь он должен вызвать интерес, который заставит детей активно действовать. За несколько дней до начала работы, мы почитали Носова «Приключения Незнайки». Детям было объявлено, что Незнайка придет в гости и поиграет с ними. Но Незнайка пришел без настроения. Во время беседы выяснилось, отчего это случилось. Дети пришли к выводу, что Незнайка неправильно питался и заболел. Дети решили ему помочь, объяснить, как нужно правильно питаться. С помощью наводящих вопросов педагог подвел детей к выводу: чтобы объяснить что – либо другому надо самому много знать. Предложил подумать, у кого можно узнать, как надо правильно питаться. Дети назвали врача, воспитателя, помощника воспитателя, повара, маму, поискать знания в книгах, интернете. Детям предложили подумать, как они будут учить Незнайку правильно питаться. Было решено: когда дети узнают сами о правилах здорового питания, они напишут ему письмо. А чтобы Незнайке было интереснее изучать эти правила, дети дома вместе с мамами и папами придумают сказки о здоровом питании и составят книгу рецептов вкусных и полезных блюд.
В этот же день, в группу была приглашена медсестра — Котлярова Т.Н. Дети заранее продумали вопросы, которые они хотят ей задать. В ходе беседы дети узнали о полезных продуктах, необходимых для детского питания.
Далее дети совершили экскурсию на кухню, где услышали о процессе приготовления завтраков, обедов и полдников. А именно о гигиенических требованиях к приготовлению пищи, о способах ее приготовления. И закончилась первая половина дня совместным творчеством – изготовлением аппликации «Корзинка с фруктами».
Во второй половине дня были проведены сенсорные игры: «Угадай продукт на вкус», «Угадай по запаху», «Угадай на ощупь».
Вечером читали энциклопедии о продуктах питания. Разучивали стишки Токмаковой. Родители заполняли анкеты «Питание ребенка в семье».
Вторник.
Тема дня: «Доктор Айболит кушать не велит».
Задачи: продолжать знакомить детей с основными группами вредных пищевых продуктов.
Второй день проекта начался с игры в «Магазин», где дети вместе с Незнайкой делали покупки различных продуктов, причем Незнайка выбирал конфеты, чипсы, газировку, пирожные.
Далее была организована игра — исследование «Строим дом здоровья». С помощью медсестры Тамары Николаевны, мы определили, какие вещества поступят в наш организм, если мы съедим купленные в магазине продукты: овощи, фрукты дадут витамины, молочные продукты – кальций, мясо – белок, сладости – жиры и углеводы.
Далее мы заменили продукты на объемные геометрические фигуры: кубы – белок, конусы – витамины, кирпичики – кальций, шары – жиры и углеводы. У детей получились две группы геометрических форм: кубы, кирпичики, конусы и немного шаров, а у Незнайки одни шары. Затем дети получили задание построить дом, также как из поступающих веществ в наш организм, строится тело. Дети построили устойчивый дом, а дом из шаров развалился. И тут у детей возник вопрос: «А можно ли употреблять продукты, содержащие углеводы и жиры, такие как колбаса или конфеты?»
И был устроен своеобразный суд над продуктами. Медсестра, Тамара Николаевна, обвиняла продукты, приводя различные аргументы, а дети искали доводы в оправдание этих продуктов. В итоге все пришли к выводу, что продукты, содержащие жиры и углеводы, употреблять нужно, но в небольших количествах.
Во второй половине дня были проведены: словесные игры с движением «Полезно — вредно». Дидактические игры на классификацию: «Полезная корзинка», «Фрукты, овощи, ягоды». Читали статьи энциклопедий о вредной пище. Тамара Николаевна обработала родительские анкеты.
Среда.
Тема дня: Гигиена питания.
Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «гигиена питания», подвести детей к выводу о взаимосвязи гигиены питания и здоровья. Формирование навыков личной гигиены. Расширить и углубить знания детей о болезнях.
В утренние часы рассматривали атлас «Тело человека». Была проведена беседа «Чтобы зубы не болели».
Затем было проведено развлечение «Мудрец и Незнайка». Где Незнайка выступил в роли отрицательного героя, который не знал и нарушал все правила здорового образа жизни, а Мудрец в роли положительного героя, который дожил до 1000 лет благодаря тому, что вел здоровый образ жизни. В итоге «разъяснительной» работы с Незнайкой он тоже захотел прожить долгую жизнь, а для этого решил брать пример с Мудреца и детей.
В вечерний отрезок времени были проведены: дидактические игры «Найди ошибку», «Волшебный мешочек», «Кушай в нужные часы». Сюжетно – ролевая игра «На кухне».
Читали статьи энциклопедий об органах пищеварения. Была проведена беседа «Грязные руки грозят бедой».
Четверг.
Тема дня: «Приходите, гости дорогие, я вас чаем угощу!»
Задачи: продолжать знакомить детей с основными правилами этикета. Практическое освоение застольного этикета.
Был проведен практикум «Чаепитие». Далее мы отгадывали «вкусные» загадки. Дети самостоятельно поиграли в сюжетно – ролевую игру«Накрываем стол к чаю». Прошла игра – импровизация «Угощение». Читали сказку с придумыванием продолжения «Как вести себя за столом».
Пятница.
Тема дня: Кафе здорового питания.
Задачи: обобщение полученных знаний и умений.
Прошла театрализованная постановка «Заяц и муха». Играли в дидактическую игру «Составь меню».
Прошел мастер класс от поваров. Они показали нам способ приготовления фруктового салата.
Было проведено родительское собрание «Организация правильного питания детей в семье». На собрании мы рассказали о проекте. Дипломом первой степени за лучшую домашнюю сказку была награждена семья Оленич. Дипломом второй степени была награждена семья Горбуновых.
Продуктами проекта стали книги «Домашние сказки о здоровом питании» и «Семейные рецепты». Семьи получили «домашнее задание» для совместного выполнения. По мере его выполнения, проводились презентации отдельных страниц этих книг. Ребенок, который вместе с родителями оформлял эту страничку, рассказывал другим детям о совместной работе с родителями. Что повышало самооценку ребенка и вселяло гордость за свою семью. Когда все страницы были готовы, их объединили в книги, которые с удовольствием рассматривали как дети, так и родители.
Предлагаем вашему вниманию сказки, рецепты здоровых и вкусных блюд от родителей и поваров детского сада.
Рецепты здоровых и вкусных блюд от родителей