«Школа для родителей будущих первоклассников».

Занятие № 3.

Тема:

«Первые шаги при подготовке ребёнка к письму».

Прежде чем учить писать….

Поступление ребёнка в первый класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым и весёлым. Многое зависит от того, насколько серьёзно вы относитесь к вопросу подготовки ребёнка к школе.

Эта статья поможет вам разобраться в том, чему нужно научить ребёнка, прежде чем учить писать.

Одним из наиболее важных уроков в первом классе является урок письма.

Родители и воспитатели могут за период дошкольного детства научить детей считать и даже читать, а вот письму, в силу его специфики, учит только учитель. Программы дошкольного образования не содержат занятий по подготовке ребёнка к письму. Но готовить ребёнка к письму обязательно нужно, иначе, как показывает опыт, ребёнок с первых дней обучения в школе будет испытывать комплекс трудностей (чаще проблемы с письмом испытывают мальчики).

Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода в ходе лепки, рисования, конструирования, раскрашивания, игры с мелкими предметами, работы с бумагой и т.д. Но если не развита мелкая моторика, то темп письма будет низкий, ребёнок не будет успевать работать вместе со всеми. Рука будет болеть, уставать, а ребёнок быстро утомляться, терять работоспособность и интерес. Так и появляется нежелание учиться.

О том, как развивать мелкую моторику мы говорили на втором занятии «Школы для родителей». Хотя развитие движений пальцев руки, по-видимому, задерживается даже при интенсивных упражнениях, так как к моменту поступления ребенка в школу еще не закончено окостенение пальцев кисти.

Ещё один важный момент при подготовке ребёнка к письму – это умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа. Если ребёнок не знает где левая сторона тетради, а где правая, где верх, а где низ ему трудно будет понять слова учителя: «ведём вверх направо», «закругляем вниз налево». Чтобы у ребёнка не возникало трудностей такого рода мы в «Школе для родителей» вооружили вас соответствующими знаниями (смотри занятие № 1).

Внимание к «мелочам».

Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.

Они не сложны, но чаще всего им не уделяется особого внимания. Сидит ребёнок при письме “как сидит” и ручку держит “как держится”. И за период дошкольного детства уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки,

который исправить в первом классе не просто трудно, но чаще всего невозможно. Что может привести к быстрой потере работоспособности при письме, некрасивому почерку, нарушениям осанки и зрения.

Поэтому подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит ребёнок, как держит ручку, как лежит лист бумаги, как выполняет элементарные графические движения.

Представьте своего ребёнка уже будущим учеником, сидящим на уроке письма. Перед ним стоит задача написать, например, палочки на одинаковом расстоянии друг от друга. Начиная писать и сосредоточив своё внимание именно на этом, он забывает о том, что в поле его зрения должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на неё изо всех сил, что сидеть надо прямо. Эти трудности в распределении внимания при письме будут продолжаться довольно долго, но их можно избежать, если вы, уважаемые родители, в предшкольный период научите своего ребёнка:

1. соблюдать правильную позу при рисовании письме,

2. правильно держать ручку,

3. правильно располагать перед собой тетрадь.

Все эти приёмы, отнимающие так много внимания у первоклассника, будут ещё отрабатываться в течение 2 -3 лет.

Выполнение этих 3 шагов при подготовке ребёнка к письму в дальнейшем позволит сделать письмо удобным, чётким, быстрым.

Шаг первый.

Правильная поза при письме:

  • сидеть прямо, не сгибая туловище ни вперёд, ни в стороны, оба плеча должны быть на одной высоте,
  • опираться спиной на спинку стула,
  • грудь не должна касаться стола, расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони,
  • ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, опираются всей стопой на пол или подставку для ног, если мебель рассчитана на взрослых,
  • голова должна быть слегка наклонена вперёд,
  • обе руки на столе, локти выступают за край стола.

Нельзя также допускать, чтобы дети, сидя за столом, поворачивали туловище боком к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги, опускали голову на одно плечо.

Но все эти правила бесполезны, если мебель не соответствует росту ребёнка. Если стол низкий, то ребёнок опускает голову, сутулится, что ведёт к сужению у детей грудной клетки, сдавливанию брюшной полости, нарушению осанки.

Если стол высокий, то ребёнок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает левую руку ( если ребёнок правша), что ведёт к асимметрии плечевого пояса.

Если стул низкий, то у ребёнка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.

Если стул высокий, то стопы ребёнка не достают до пола, положение тела ребёнка неустойчиво, он принимает неправильные позы, быстро утомляется.

Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребёнка вместе с высотой стопы и каблука. Глубина сиденья стула должна быть равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребёнка. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться надо на него глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.

Однако, правильно подобранная мебель и правильная поза при письме — это ещё не всё. Не менее важно как лежит бумага.

Шаг второй.

У правшей тетрадь должна быть наклонена влево, так, чтобы нижний левый угол был напротив груди, а левой рукой нужно придерживать лист снизу. Этот вариант положения тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку в строке. Свет должен падать слева. Для левшей всё наоборот.

Особое внимание нужно уделить, тому, как правильно держать ручку при письме.

Шаг третий.

Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, фиксироваться большим и указательным. Большой палец должен быть расположен несколько ниже указательного, опора на мизинец, а не на тыльную сторону, иначе письмо становится неудобным, красивый почерк в данном случае невозможен.

Мизинец и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола.

Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца не менее 2 см. Верхний конец ручки ориентирован на плечо. Ручку нужно держать свободно, не зажимая её слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец.

Обратите внимание на качество ручки. Оптимальная длина ручки до 15 см. Не годятся для письма детям разного рода подарочные ручки диаметром более 7 мм и с ребристыми гранями.

Как распознать неправильный навык.

Неправильное положение пальцев: держит ручку «щепотью», в кулаке, ручка лежит не на среднем, а на указательном или безымянном пальце. В этом случае на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.

Держит ручку близко к кончику или далеко от него.

Верхний кончик направлен в сторону или от себя.

Кисть жёстко фиксирована, находится над строкой.

Слишком сильный или слабый нажим.

Если активно поворачивает лист при рисовании, значит, не умеет изменять направление линии при помощи кисти руки.

Если рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти руки. Это можно проверить. Предложите ребёнку нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребёнок фиксирует кисть на плоскости, то он не справится с этим заданием: нарисует вместо окружности овал, окружность меньшего диаметра, или будет рисовать в несколько приёмов, передвигая руку, и поворачивая лист.

Как быть в этом случае? Поможет обведение и рисование крупных фигур без отрыва руки в 1/3 альбомного листа, спиралей, волнистых и зигзагообразных линий.

Учите ребёнка постоянно, в ходе всей подготовки к письму, правильно сидеть, держать ручку, располагать лист бумаги. Лучше, если, на первых порах, ребёнок не будет выполнять какое то графическое задание, а просто порисует. Он должен зафиксировать своё внимание на том, как сидит, как держит ручку. И только потом приступаем к обучению ребёнка собственно графическим навыкам.

Шаг четвёртый:

Графические задания лучше выполнять ручкой.

Учим ребёнка: начинать движение в определённой точке и вести руку в определённом направлении.

Берём лист нелинованной бумаги. Сначала научим ребёнка ставить точки, с которых начинается движение, затем научим рисовать стрелочки, которые указывают, куда движется рука. Самое главное, зафиксировать внимание на правильном направлении движения (по стрелке).

Усложнить задание вы можете, дорисовав крестики, в центре которых ребёнок должен закончить движение, начав его из определённой точки.

Шаг пятый:

Учим ребёнка: писать параллельные вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.

Именно параллельность всех штрихов придаёт письму аккуратность и чёткость. Обязательно покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные – слева направо. Важно привлечь внимание ребёнка, и объяснить какие линии считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение – линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Наглядно показать, что параллельные линии при продолжении не пересекаются, а непараллельные пересекаются. Упражнения по штриховке позволят тренировать умение проводить параллельные линии.

Шаг шестой:

Учим ребёнка: писать полуовалы верхние и нижние с разными направлениями движений.

При выполнении полуовалов обращаем внимание на положение кисти – опора руки только на мизинец. Рисуем волны, облака.

Шаг седьмой:

Выполняем овалы и круги, закручиваем и раскручиваем спирали. Рисуем снеговиков, улиток, клубочки.

Шаг восьмой:

Учим ребёнка: передвигать руку в строке слева направо по линии письма. Это могут быть как прямые линии, так и волнистые, горки, лабиринты, тропинки.

Шаг девятый:

Этот этап подготовки приближает ребёнка к письму как таковому. Написание букв связано с жестким ограничением высоты и ширины каждого графического элемента, ведь при обучении в школе дети пишут в разлинованных тетрадях. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, где верхняя линия, ограничивающая строку, где нижняя. Затем учимся проводить вертикальные линии, начиная от верхней линии строки до нижней, и наоборот.

Шаг десятый:

запоминаем буквы и учимся их писать.

Почти все дети в возрасте 6 лет знают печатные буквы и умеют их рисовать, но, как правило, рисуют их неправильно, штрихи несоразмерны, часто отмечается зеркальное начертание многих букв. Поэтому важно на этапе подготовки к курсивному письму научить детей правильно писать печатные буквы. Для этого нужно, чтобы ребёнок хорошо знал образ буквы и умел соотносить букву со звуком.

Варианты игр для решения этих задач.

Важно объяснить ребёнку, что каждая буква состоит из отдельных элементов: горизонтальных, вертикальных, диагональных линий, окружностей и полукружий. И мы фактически сможем «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. Такой поэлементный анализ позволит ребёнку творчески и осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатных, а потом уже письменных букв. Поэтому должна быть проведена работа практического характера: конструирование букв из различных материалов, например, из мозаики, камешков, пластилина, счётных палочек, спичек, кубиков, верёвочек, солёного теста, и т.д.

Можно сделать разрезные картинки. Для этого берётся карточка с напечатанной буквой. Карточка делится сначала на 2 части посередине горизонтальной или вертикальной линией, а затем разрезается. В дальнейшем используйте разные способы разрезания букв. Ребёнок должен воссоздать образ буквы.

Лото поможет быстро найти общие элементы в разных буквах и составить буквы из разных элементов.

Если ребенок с трудом запоминает какую – то букву предложите ему заштриховать её (написанную крупно), вырезать из бумаги, украсить аппликацией, сделать для неё платье, например в технике отрывной аппликации. Для этого на листе картона напишите контур буквы, намажьте его клеем, отрывайте от цветной бумаги кусочки и прикладывайте к контуру буквы. Можно придумать для каждой буквы свою расцветку платья.

Очень полезно для развития восприятия ребёнка упражнение: «Буквоед». Напишете испорченные буквы (недописанные, с отсутствующими деталями), а ребёнок должен догадаться какая это буква и дописать её.

Для тренировки внимания предложите ребёнку зачёркивать изучаемую букву в тексте с крупным шрифтом. Вариант: находить 2 разные буквы и обозначать их разными способами, например, Р подчеркнуть, Ю зачеркнуть. Для усложнения условий игры можно ограничить время работы, например, 1 минута. После того как время истекло подсчитать количество просмотренных букв.

Напишите на спине ребёнка своим указательным пальцем букву. Спросите, какую букву вы написали. Предложите написать ребёнку букву у вас на спине, а вы отгадайте. Вариант: вы пишите у ребёнка на спине, а он одновременно пишет эту же букву на бумаге.

И только после того, как ребёнок запомнил образ буквы, переходите к её написанию. Объяснение, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах. Лучше сразу учить «печатать» в строке. Кроме объяснений необходим показ.

Писать элементы письменных букв до школы не рекомендуется. Но нужно показать ребёнку сходство и различие в начертании печатных и письменных букв.

Ребёнок к концу дошкольного возраста должен уметь различать буквы, написанные курсивом. Справиться с этой задачей поможет игра «Найди одинаковые буквы». Приготовьте карточки. На одних карточках будут буквы печатные, а на других, написанные курсивом. Предложите ребёнку найти парные буквы.

В дальнейшем учите ребёнка копировать слова, написанные печатными буквами, и даже простейшие фразы.

При обучении ребёнка следует выполнять некоторые условия.

Внимание! Правила для родителей. Как организовать работу с детьми.

1. Не торопитесь сами, и не торопите ребёнка. Не делайте следующий шаг, не закрепив предыдущий. При выполнении графических заданий важны не быстрота и количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения.

  1. Занимайтесь систематически, но не дольше 10 – 15 минут.
  2. Не зависайте на лёгких заданиях, иначе ребёнок потеряет к ним интерес.
  3. Не перегружайте ребёнка. Не доводите до того, что ребёнок скажет, что он устал.
  4. Последнее задание доводите до конца. Это способствует воспитанию ответственности.
  5. Поощряйте ребёнка за успех. Помните, что эмоции и интеллект взаимосвязаны. Знание не усвоено, если оно приобретается без радости. Дети находятся в большой эмоциональной зависимости от взрослых. Поэтому не скупитесь на похвалу. Дети, которых часто хвалят, становятся более интеллектуально развитыми, чем дети, которых часто ругают. Ведь неудача, за которую ещё и наказали, отобьёт желание вообще заниматься или сделает ребёнка равнодушным к результату его деятельности.
  6. Постоянно следите за позой ребёнка, положением бумаги и ручки.
  7. После каждого графического задания учите ребёнка расслабляться: разжать, расслабить пальцы, кисть, глубоко вдохнуть выдохнуть.
Категория: События  Метки:
Вы можете оставить комментарий ниже.
Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.