Игры с буквами

Сегодня уже стало нормой, что ребенку, поступающему в школу, требуется гораздо больше знаний и умений, чем это было два-три десятилетия назад. Одним из важных требований к объему знаний является обучение буквам. Сейчас детей учат буквам и звукам в дошкольном учреждении, разнообразных кружках по подготовке к школе. Однако же более полными знания станут, если дошколята будут постоянно пополнять и закреплять их в домашнем обучении. Что должны знать взрослые, чтобы научить ребенка буквам?

Прежде чем вы начнете учить ребенка читать, убедитесь, что он четко запомнил все буквы. Так как, одной из причин, почему ребенок медленно читает и не понимает прочитанное, является нечеткое запоминание ребенком зрительного образа буквы. Для того,  чтобы ребенок запомнил буквы можно провести с ним следующие игры и упражнения.

Буквы в образе

Один из способов, который поможет легче запомнить буквы – это опора на образ. Хорошо если вы найдете стихотворные тексты для описания графического образа буквы, например, «Жук летает над лужком, он устал ходить пешком».

1буквы в образе

Конструируем буквы

Чтобы ребенок легче запомнил буквы ему необходимо конструировать их из различных материалов: скрепок, мозаики, макарон, счетных палочек, шнурков, пластилина, бумаги, конструктора, природного материала, кубиков.

2конструируем б

Пишем буквы

Изучая букву, обязательно учитесь ее писать:

— в воздухе,

— пальцем на подносе, засыпанным манкой, рисом, любыми супучими материалами,

— на спине друг у друга.

В тетради в широкую линейку учитесь писать в строке печатные буквы. Сначала рассмотрите букву. Из скольки палочек состоит эта буква? Из трех. Две палочки длинные, а одна короткая. Затем покажите ребенку, как писать букву. Обращайте внимание на направление линий. Затем пусть ребенок попробует обвести букву и только потом пишет самостоятельно

3 пишем бук

Домашний алфавит

Очень хорошо, если у вас дома висит плакат с алфавитом. На нем каждая буква соответствует одной картинке, название которой начинается на эту букву. Домашний алфавит можно сделать вместе с ребенком с помощью картинок из журналов и каталогов. Лучше, конечно, начинать изготовление такого алфавита сразу после начала  обучения ребенка буквам. Для этого лист ватмана нужно расчертить на 33 прямоугольника. Познакомились с буквой – заполнили прямоугольник. Вырежьте или напишите букву и наклейте картинки, начинающиеся на эту букву. Можно изготовить таким же образом альбом. А можно этими страничками украсить стены комнаты.

4 дом алфавит

Буквы из пальчиков

Все дети разные. Есть визуалы, которые запоминают материал, глядя на него. Им подойдут вышеперечисленные упражнения. Есть дети кинестетики, которые познают мир через собственное тело. Им можно посоветовать такие упражнения: изобразить букву пальцами, позами и жестами.

5 буквы из пальцев 6 позы

Продолжайте придумывать слова с заданной буквой

Волшебный мешочек.

Нужно нащупать букву в мешочке. Назвать ее. И придумать слово, которое начинается на эту букву. Как вариант: придумывать слова, которые начинаются или заканчиваются на эту букву, слова, в которых эта буква стоит в середине слова.

Игра – путешествие

Играть могут несколько человек. По очереди бросают кубик, и игрок ходит на выпавшее количество ходов. Поставив фишку на букву нужно придумать слово на эту букву. Тот, кто не может придумать слово, отходит  назад. Выигрывает тот, кто приходит к финишу первым.

7 игра ходилка

Тарелка со спиннером

Крутим спиннер, смотрим на какую букву указывает стрелка и придумываем слова, которые начинаются или  заканчиваются на эту букву, слова, в которых эта буква стоит в середине слова. Можно придумывать слова на определенную тему: овощи, фрукты, игрушки, деревья, транспорт, продукты питания т.д.

8тарелка

Игры на закрепление зрительного образа буквы, предотвращающие дисграфию

Разрезные буквы.

Для этого занятия вам потребуются карточки с буквами. Вы можете написать их или напечатать. Первое время, можно предлагать ребенку собрать букву, разрезанную на две части, например, по вертикали, или горизонтали, или диагонали.

Когда ребенок будет знать все буквы, можно будет давать ему собрать несколько букв одновременно. Не забывайте спрашивать ребенка, какая буква получилась.

Затем можно будет разрезать букву на несколько частей.

Это упражнение способствует не только запоминанию зрительного образа буквы, но  и развивает мышление ребенка. Помогает предотвратить ошибки в написании букв. Вспомните себя в детстве, какие буквы вы писали неправильно?

9 разрезные буквы

Найди и зачеркни (корректурная проба)

Это очень полезное упражнение для развития внимания. В интернете вы можете найти их великое множество. На буквенном материале они будут выглядеть так. Можно их напечатать самим, а можно взять старые детские книжки, буквари и т.д. Предложите ребенку, внимательно просматривая текст, находить и зачеркивать  определенную букву. Например, ту, которую вы только что выучили. Очень важно учить ребенка просматривать все буквы по порядку, не пропуская строчки. Это учит ребенка не только быть сосредоточенным, но и готовит к школе  в плане того, что ребенок учится видеть строчки. Что очень важно для дальнейшего обучения чтению и письму.

Следующий вариант того же задания – находить две буквы, но одну, например, зачеркивать, а другую обводить в кружок. Таким образом, ребенок будет учится распределять внимание.

10 кор проба

Помните, что показывая ребенку согласную букву (м, к, п, в, ш и другие)  нужно называть не ее алфавитное название — «ЭМ», «КА», «ПЭ», «ВЭ», «ША» и т. д. , а тот звук, который эта буква обозначает – «М», «К», «П», «В», «Ш» — звук этот произносить нужно отрывисто.

 

Категория: Группа "Теремок"

Комментарии к данной записи закрыты.