Второй год жизни ребенка — это вновь перемены, новый опыт, удивительные переживания, стремительное развитие. Ваш малыш уже покинул колыбель, но еще не встал прочно на ноги.
Особенности роста и веса при рождении в этот период уже не отражаются на развитии детей. Маленькие дети догоняют крупных сверстников. Среди полуторагодовалых детей с большим трудом удается выделить тех, кто родился недоношенным.
К полутора годам малыши постепенно овладевают уверенной поступью даже по неровной поверхности. У ребенка развивается способность координировать сложные движения. Шаркающая походка сменяется обычной, пружинистой. К концу второго года жизни малыш не только может сам забраться на диван, но и ловко поднимается по лестнице, наступая, то правой, то левой ногой. Ребенок начинает самостоятельно ставить ногу на носок. Он быстро овладевает методикой боковых шагов и к двум годам свободно кружится на месте. Примитивные танцевальные движения и бег — вот показатели возрастного умения овладения собственным телом к двум годам.
Ребенку начинают нравиться подвижные игры. Он пытается лазать на стул, стол. Его интересует возможность забраться на подоконник, в ванну, раковину и любые другие прежде недоступные места.
Малышу хочется все взять в руки, потрогать, рассмотреть. Это стремление к познанию мира вызывает обычно тревогу у родителей. Они стараются остановить ребенка: «Не трогай», «Не бегай», «Не лезь» и т. д. А между тем шустрого и любопытного малыша необходимо поощрять, а не ругать. Просто в целях безопасности лучше на время убрать подальше ценные мелкие вещицы, все режущие и колющие предметы, лекарства и предметы бытовой химии.
Ваш малыш старается придать способность двигаться предметам, лишенным этой возможности. Поэтому он толкает, тащит и волочит большинство своих игрушек. «Обученный» родителями (а иногда и телевизионными передачами) ребенок пробует «отфутболить» мяч, постирать тряпочку, подмести пол, помыть посуду.
Подвижные игры перемежаются тихими, когда малыш спокойно и сосредоточенно играет со своими игрушками. Он любит перелистывать книжки-картинки. У него появились любимые и нелюбимые картинки. Он может узнать и показать на фотографии самых близких ему людей. Необходимо выделить в комнате уголок для тихих игр ребенка. Желательно, чтобы малыш играл одновременно не более чем с двумя игрушками: обилие игрушек рассеивает внимание ребенка. Игрушки, которыми играет малыш, периодически надо менять.
Очень важно приучать ребенка к играм в одиночестве. Это легче делать, когда малыш увлечен игрой. Постоянное пребывание рядом с мамой может воспитать у ребенка страх остаться одному. Постепенно время, когда ваш малыш остается один, удлиняется, и он без волнения и страха переносит отсутствие родителей. Если этого не сделать вовремя, вам придется «таскать» малыша с собой: по магазинам, на работу, во «взрослые» гости — по любой погоде. Другое неприятное следствие этой же проблемы — нежелание ребенка ходить в садик или ясли.
Впрочем, с ребенком уже можно договориться. Увеличивается понимание речи взрослых. Сам малыш говорит пока мало, но активно использует жесты, мимику или особые звуковые обозначения, которые понимают только близкие. Запас слов у полуторагодовалого ребенка увеличивается в 7-8 раз, но слова эти упрощенные; из них малыш не может составить даже примитивную фразу.
В этот период ребенок начинает сознательно выполнять некоторые сложные действия: например, знает, что ему нужно делать при переодевании. Вернувшийся с прогулки малыш сам снимает шапочку, носочки.
В это же время закладываются основные черты характера человека: аккуратность, доброта, трудолюбие и т, д. Их следует развивать с учетом природного темперамента малыша.
Необходимо обучать ребенка навыкам общения: как знакомиться, как вместе играть, как делиться игрушками и лакомствами со взрослыми и детьми, как вести себя с незнакомыми людьми (в транспорте, на маминой работе) и т. д.
Воспитание ребенка, особенно такого маленького — сложное дело. Оно требует от родителей постоянной и настойчивой заботы, внимания, творческого воображения, умения быстро оценивать ситуацию и тщательного контроля. Необходимо иметь представление и о возрастных психологических особенностях малыша. Литературы на эту темы довольно много, и мы советуем вам не пренебрегать ею: несвоевременные жесткие требования к ребенку, неправильная оценка его действий могут самым драматическим образом повлиять на представления малыша о мире и о себе.
Лучший метод воспитания можно назвать очень просто: «Делай, как я!» Малыш подражает нам во всем, и потому поступки, поведение, чувства родителей и других близких родственников «воспитывают» ребенка гораздо эффективнее любых слов или специально смоделированных ситуаций. Если мы хотим вырастить человека, который (как нам кажется) будет «лучше нас», нам необходимо следить за собой и поступать не так, как привычно, а как мы хотели бы поступить.
Отметим следующее: стремление ребенка подражать взрослым необходимо широко использовать. Если малыш научится мыть посуду или подметать пол, он и потом будет делать это без напоминаний и принуждения.
Приведем еще один пример. В первом полугодии второго года жизни у ребенка появляются первые коренные зубы; естественно, за ними необходимо ухаживать. Пока ваш малыш не понимает, зачем взрослые чистят зубы и полощут рот, но с удовольствием повторит все это за вами. Сначала предложите ребенку внимательно рассмотреть зубную щетку, повторить ваши движения. А после того, как малыш освоит щетку, покажите ему, как чистят зубы с пастой: сначала наружные поверхности зубов, а потом — внутренние; разучите движения. Продольные движения надо чередовать с поперечными — так можно удалить все застрявшие между зубами частицы пищи. Пусть малыш привыкнет по вечерам перед сном чистить зубки (и запомнит, что после чистки зубов уже ничего не едят), а потом споласкивать зубную щетку, стаканчик или чашечку и ставить щетку сушить. Не удивляйтесь, если потом ребенок попытается «почистить зубки» своему мишке или кукле — в этом возрасте игры малыша носят отобразительный характер.
Ребенок, если ему показать, будет строить из кубиков домик, забор, поезд. К концу второго года жизни малыш охотно играет с песком, наполняет водой чашечку и ведерко, готовит из песка куличики — если, конечно, кто-нибудь покажет ему, как это делается.
Игры ребенка становятся разнообразными. Малыш не просто качает куклу, но и укладывает ее в кровать, возит в колясочке, кормит. Игрушки-животные начинают рычать, мяукать и говорить словами. В этом возрасте ребенок любит крупные игрушки.
Очень важно систематически заниматься с ребенком. Развивающие игры и специальные упражнения помогают малышу научиться хорошо говорить и понимать других людей, дают возможность освоить сложные движения.
Второй год жизни очень важен в интеллектуальном развитии ребенка. Если малышу уделяют недостаточно внимания, то по развитию речи и умственных способностей он может значительно отстать от своих сверстников.
На протяжении всего второго года жизни совершенствуется мышление. Необходимо давать ребенку задания, побуждать его петь, рисовать, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах и т. д. Поощряйте самостоятельность ребенка.
К концу второго года жизни ребенок начинает ориентироваться в окружающем его мире. Он усваивает название движений и действий, осознает качественные различия предметов, но еще нередко ошибается, путает близкие по звучанию слова или сходные по форме предметы. Не пугайтесь этого. Постепенно все встанет на свои места.
В это время активно развивается речь. От примитивных слов малыш переходит к словам и коротким фразам, употребляет глаголы, местоимения и т. д. Он старательно вслушивается в речь взрослых, старается повторять не только отдельные слова, но и целые фразы.
В течение второго года жизни ребенок четко осознает свой пол. Теперь мальчики и девочки ведут себя по-разному, предпочитают различные игрушки (машинки или куклы), требуют одевать их в соответствии с полом.
Уделяйте больше времени и внимания подвижным и развивающим играм, чтению и разговорам, чтобы ваш малыш развивался успешно и стабильно.