Прежде чем учить писать….
Поступление ребёнка в первый класс – это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы хотите, чтобы ваш малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым и весёлым. Многое зависит от того, насколько серьёзно вы относитесь к вопросу подготовки ребёнка к школе.
Эта статья поможет вам разобраться в том, чему нужно научить ребёнка, прежде чем учить писать.
Одним из наиболее важных уроков в первом классе является урок письма.
Родители и воспитатели могут за период дошкольного детства научить детей считать и даже читать, а вот письму, в силу его специфики, учит только учитель. Программы дошкольного образования не содержат занятий по подготовке ребёнка к письму. Но готовить ребёнка к письму обязательно нужно, иначе, как показывает опыт, ребёнок с первых дней обучения в школе будет испытывать комплекс трудностей (чаще проблемы с письмом испытывают мальчики).
Развиваем моторику
Очень важно для овладения навыками письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода в ходе лепки, рисования, конструирования, раскрашивания, игры с мелкими предметами, работы с бумагой, вырезания ножницами и т.д. Но если не развита мелкая моторика, то темп письма будет низкий, ребёнок не будет успевать работать вместе со всеми. Рука будет болеть, уставать, а ребёнок быстро утомляться, терять работоспособность и интерес. Так и появляется нежелание учиться.
Основные гигиенические правила
Успешность формирования навыка письма, и особенно почерк, во многом зависят от того, соблюдаются ли при письме основные гигиенические правила.
Они не сложны, но чаще всего им не уделяется особого внимания. Сидит ребёнок при письме “как сидит” и ручку держит “как держится”. И за период дошкольного детства уже складывается определенная поза при рисовании и письме, часто неправильная, и неправильный способ держания ручки,
который исправить в первом классе не просто трудно, но чаще всего невозможно. Что может привести к быстрой потере работоспособности при письме, некрасивому почерку, нарушениям осанки и зрения. («Привычка есть привычка, её не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы». Марк Твен).
Поэтому подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий, где важно всё: как сидит ребёнок, как держит ручку, как лежит лист бумаги, как выполняет элементарные графические движения.
Представьте своего ребёнка уже будущим учеником, сидящим на уроке письма. Перед ним стоит задача написать, например, палочки на одинаковом расстоянии друг от друга. Начиная писать и сосредоточив своё внимание именно на этом, он забывает о том, что в поле его зрения должно быть правильное положение тетради, что ручку не следует сжимать и давить на неё изо всех сил, что сидеть надо прямо. Эти трудности в распределении внимания при письме будут продолжаться довольно долго, но их можно избежать, если вы, уважаемые родители, в предшкольный период научите своего ребёнка:
- соблюдать правильную позу при рисовании письме,
- правильно держать ручку,
- правильно располагать перед собой тетрадь.
Все эти приёмы, отнимающие так много внимания у первоклассника, будут ещё отрабатываться в течение 2 -3 лет.Выполнение этих 3 шагов при подготовке ребёнка к письму в дальнейшем позволит сделать письмо удобным, чётким, быстрым.
Шаг первый.
Правильная поза при письме:
- сидеть прямо, не сгибая туловище ни вперёд, ни в стороны, оба плеча должны быть на одной высоте,
- опираться спиной на спинку стула,
- грудь не должна касаться стола, расстояние от стола до груди равно примерно ширине ладони,
- ноги согнуты под прямым углом в бёдрах и коленях, опираются всей стопой на пол или подставку для ног, если мебель рассчитана на взрослых,
- голова должна быть слегка наклонена вперёд,
- обе руки на столе, локти выступают за край стола.
Нельзя также допускать, чтобы дети, сидя за столом, поворачивали туловище боком к краю стола, поджимали под себя одну или две ноги, опускали голову на одно плечо.
Но все эти правила бесполезны, если мебель не соответствует росту ребёнка. Если стол низкий, то ребёнок опускает голову, сутулится, что ведёт к сужению у детей грудной клетки, сдавливанию брюшной полости, нарушению осанки.
Если стол высокий, то ребёнок поднимает предплечья, для облегчения неудобной позы опускает левую руку (если ребёнок правша), что ведёт к асимметрии плечевого пояса.
Если стул низкий, то у ребёнка нарушается кровообращение ног и брюшной полости.
Если стул высокий, то стопы ребёнка не достают до пола, положение тела ребёнка неустойчиво, он принимает неправильные позы, быстро утомляется.
Высота сиденья стула над полом должна быть равной длине голени ребёнка вместе с высотой стопы и каблука. Глубина сиденья стула должна быть равна 2/3 длины бедра, ширина сиденья несколько превышает ширину таза ребёнка. Стул должен иметь широкую, удобную для опоры спинку. Садиться надо на него глубоко, вплотную к спинке, близко придвинув его к столу.
Шаг второй.
Однако, правильно подобранная мебель и правильная поза при письме — это ещё не всё. Не менее важно как лежит бумага. У правшей тетрадь должна быть наклонена влево, так, чтобы нижний левый угол был напротив груди, а левой рукой нужно придерживать лист снизу. Этот вариант положения тетради позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку в строке. Свет должен падать слева. Для левшей всё наоборот.
Шаг третий.
Особое внимание нужно уделить, тому, как правильно держать ручку при письме. Ручка должна лежать на верхней фаланге среднего пальца, фиксироваться большим и указательным. Большой палец должен быть расположен несколько ниже указательного, опора на мизинец, а не на тыльную сторону, иначе письмо становится неудобным, красивый почерк в данном случае невозможен.
Мизинец и безымянный пальцы расположены почти перпендикулярно краю стола.
Расстояние от нижнего кончика ручки до указательного пальца не менее 2 см. Верхний конец ручки ориентирован на плечо. Ручку нужно держать свободно, не зажимая её слишком крепко и не прогибая сильно указательный палец.
Обратите внимание на качество ручки. Оптимальная длина ручки до 15 см. Не годятся для письма детям разного рода подарочные ручки диаметром более 7 мм и с ребристыми гранями. Также не выбирайте для ребенка слишком тонкие ручки. Они создают излишнее напряжение в мышцах пальцев.
Несколько способов, как научить ребенка правильно держать ручку.
Способ 1. С помощью салфетки.
Салфетку складываем несколько раз и зажимаем ее двумя пальцами правой руки – мизинцем и безымянным, остальные пальцы выпрямлены. Теперь свободными пальцами берем ручку, и ребенок держит ее правильно.
Способ 2. Аналогия с дротиком.
Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни играл в дартс, где нужно дротиком попасть в цель. Так вот, чтобы дротик полетел куда надо, его обязательно нужно зажать в руке тремя пальцами. Когда ребенок берет в руку ручку или карандаш, напоминайте ему, что нужно держать ее или его как дротик.
Способ 3. Ручка самоучка.
Это устройство, которое одевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. Данные тренажеры есть как для левшей, так и для правшей. Но не пользуйтесь данными тренажерами долго. Ребенок к ним привыкает.
Способ 4. Ручка серии Stabilo с подсказкой для пальцев.
Ручка имеет трехгранную форму. Вес и длина ручки уменьшены. На корпусе ручки расположена резиночка с углублениями для пальцев. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка.
Как распознать неправильный навык.
Неправильное положение пальцев: держит ручку «щепотью», в кулаке, ручка лежит не на среднем, а на указательном или безымянном пальце. В этом случае на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребёнку, что ручка должна лежать на этой точке.
Держит ручку близко к кончику или далеко от него.
Верхний кончик направлен в сторону или от себя.
Кисть жёстко фиксирована, находится над строкой.
Слишком сильный или слабый нажим.
Если активно поворачивает лист при рисовании, значит, не умеет изменять направление линии при помощи кисти руки.
Если рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти руки. Это можно проверить. Предложите ребёнку нарисовать одним движением окружность диаметром 3-4 см (по образцу). Если ребёнок фиксирует кисть на плоскости, то он не справится с этим заданием: нарисует вместо окружности овал, окружность меньшего диаметра, или будет рисовать в несколько приёмов, передвигая руку, и поворачивая лист.
Как быть в этом случае? Поможет обведение и рисование крупных фигур без отрыва руки в 1/3 альбомного листа, спиралей, волнистых и зигзагообразных линий. Научить ребенка двигать руку в запястье поможет гимнастика. Покажите ребенку, как работает запястье — вправо, влево.
Ваша основная задача в период «научения» следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. Если вы заметили, что ручка держится неправильно, остановите рисование и переложите ее правильно.
Шаг четвёртый:
Графические задания
Их лучше выполнять ручкой.
Учим ребёнка: начинать движение в определённой точке и вести руку в определённом направлении.
Это могут быть как прямые линии, так и волнистые, горки, лабиринты, тропинки.
Учим передвигать руку в строке слева направо по линии письма.
Шаг пятый:
Учим ребёнка: писать параллельные вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.
Именно параллельность всех штрихов придаёт письму аккуратность и чёткость. Обязательно покажите, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, а горизонтальные – слева направо. Важно привлечь внимание ребёнка, и объяснить какие линии считаются параллельными (можно дать самое простое объяснение – линии на одинаковом расстоянии друг от друга). Наглядно показать, что параллельные линии при продолжении не пересекаются, а непараллельные пересекаются. Упражнения по штриховке позволят тренировать умение проводить параллельные линии.
Шаг шестой:
Учим ребёнка: писать полуовалы верхние и нижние с разными направлениями движений.
При выполнении полуовалов обращаем внимание на положение кисти – опора руки только на мизинец. Рисуем волны, облака.
Шаг седьмой
Учим писать в строке
Этот этап подготовки приближает ребёнка к письму как таковому. Написание букв связано с жестким ограничением высоты и ширины каждого графического элемента, ведь при обучении в школе дети пишут в разлинованных тетрадях. Поэтому нужно объяснить, что такое строка, где верхняя линия, ограничивающая строку, где нижняя. Затем учимся проводить вертикальные линии, начиная от верхней линии строки до нижней, и наоборот.
Желаю вам успехов!