Эмоциональная привязанность

В этой статье мы поговорим о том, что такое эмоциональная привязанность, о ее значении в жизни ребенка и о том, как ее развивать.

Привязанность – это  тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Развитие привязанности происходит в раннем возрасте, но оказывает влияние в течение всей жизни человека. Для того чтобы в будущем ребенок мог гармонично развиваться, любить себя и быть счастливым во взаимоотношениях с другими людьми, важно сформировать у него базовое доверие к миру. Забота о малыше, отзывчивость и эмоциональное участие в жизни крохи, формирует у него надежную привязанность к близкому человеку. Это и есть основа для крепких и доверительных отношений в будущем. Даря малышу любовь, вы учите его относиться к самому себе с достоинством, он будет знать, что достоин любви. Если есть контакт, то малыш станет с уважением относиться  к своей матери, в будущем возникнет меньше проблем с воспитанием. Чадо вырастет послушным и покладистым в отношении родителей. А еще такие детки имеют более высокий интеллект. Они проще и лучше учатся, реализуют себя будучи взрослыми, достигают большего.

Последствия нарушений привязанности

Отлучение от матери в очень раннем возрасте грозит ребенку разрушением не только базового доверия к миру, но и психическими проблемами. Чем раньше ребенок отлучен от матери или испытывает недостаток эмоционального тепла, тем сильнее будут патологические последствия.

Ребенок может начать проявлять агрессию, может стать аутистичным, то есть замкнутым в собственном отгороженном мире. У малыша падает интерес исследовать пространство вокруг, страдает интеллектуальное развитие.

Есть мнение, что после пяти месяцев разлуки с матерью в возрасте до 2 лет изменения в психике остаются на всю жизнь. Настолько сильна травма для ребенка. Дети, которые находятся с рождения в детских домах, поздно начинают произносить первые слова, плохо обучаются, их движения однообразны и мелкая моторика совершенно не развита.

 

Если в раннем возрасте мама была холодна с ребенком, то  дети  часто вырастают замкнутыми и самостоятельными. Они испытывают сложности общения со взрослыми и сверстниками и не способны выстраивать близкие взаимоотношения.

Если родители проявляли агрессию по отношению к ребенку, такие дети в дальнейшем стараются всячески привлечь к себе внимание и доказать свою значимость, в том числе неадекватными способами (в дошкольном возрасте это могут быть истерики, а в подростковом – девиантное поведение).

Если в раннем детстве дети подвергались жестокому обращению и насилию со стороны близких, то зачастую они склонны к агрессии и не способны контролировать свои эмоции, а во взрослом возрасте не стремятся устанавливать нормальные человеческие отношения с окружающими и могут быть социально опасны.

Как укрепить привязанность?

Привязанность не появляется в момент рождения. Чтобы установить связь с крохой, надо правильно себя вести с первых дней жизни младенца. Зрительный контакт, ласковый голос, готовность прийти на помощь – важность некоторых действий мы осознаем интуитивно. Остальные секреты взаимопонимания можно постичь, соблюдая нехитрые правила:

обнимать и целовать малыша;

  • делать массаж, напевая потешки;
  • улыбаться друг другу;
  • играть и вместе  осваивать игрушки;
  • танцевать и петь вместе;
  • рассматривать картинки, читать книги;
  • гулять вместе и изучать мир вокруг себя;
  • рисовать пальчиковыми красками и оставлять свой след в этом мире.

Все эти способы: массаж, купание, прогулки, игры и так далее связаны с контактом кожа к коже. Это физический контакт ребенка с мамой.

Для ребенка прикосновение взрослого — знак того, что его любят, замечают, обращают внимание и принимают. Поэтому любое прикосновение мамы или папы — это одно из тех самых простых событий в жизни малыша, всегда доставляющих удовольствие.

Самое интересное, что исследования подтвердили значимость физического контакта: оказывается, дети, к которым прикасаются часто и с любовью, гораздо лучше растут и развиваются.

О  важности объятий и поцелуев для ребенка

Считается, что мальчиков нужно воспитывать в строгости и проявлять к ним меньше нежности. Однако, это совершенно не так. Потребность в объятиях одинакова и у мальчиков, и у девочек. Но согласно статистике, девочки в младенческом возрасте получают в 5 раз больше объятий, чем мальчики. Мальчики больше нуждаются в ласке в более младшем возрасте, и со временем эта потребность снижается, а скорее принимает другую форму. В подростковом возрасте мальчики больше нуждаются не в объятиях и поцелуях, а в рукопожатии, похлопыванию по спине и т.д. У девочек же, наоборот, с возрастом потребность в тактильном контакте только увеличивается. Ее пик приходится на начало подросткового возраста, 10 — 12 лет. Особенно в тактильном контакте ребенок нуждается в стрессовой ситуации: при волнении, плохом самочувствии и т.д.
Лечебное свойство объятий
Наверное, все мамы замечали удивительный факт, как легко «залечить» ребёнку ушиб или ссадину, просто положив на неё руку, погладив, подув и поцеловав. Это такой безотказный метод.
Ученые из университета Чикаго, США, выяснили, что мамины объятия (и других близких людей) имеют мощный успокаивающий и обезболивающий эффект.
Была изучена реакция недоношенных малышей на забор крови в присутствии мамы или папы. Ребёнок переживал болезненные процедуры с наименьшим стрессом, особенно если имелся телесный контакт «кожа-к-коже».
Эксперты говорят, что боль одинокого ребенка и ребенка на руках родителей, не идет ни в какое сравнение. Значит близость родителей действительно оказывает мощнейший анестетический эффект на малыша.

Способы, укрепляющие привязанность:

Игровой массаж

Напомним вам слова игрового массажа знакомого с детства.

Рельсы, рельсы,
(вдоль позвоночника проводим две параллельные линии)
Шпалы, шпалы.
(вдоль позвоночника «рисуем» поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.
(проводим ребром ладони по спинке)
Из последнего окошка
Вдруг посыпался горошек.
(стучим по спине фалангами пальцев)
Пришли куры, поклевали, поклевали, поклевали.
(слегка постукиваем с помощью указательного пальца)
Пришли гуси, пощипали, пощипали, пощипали.
(двумя пальцами пощипываем спину)
Пришёл дворник,
(двумя пальцами «идем по спине)
Все подмел.
(Легкими касаниями пальцев погладим спинку вдоль и поперек)
Прошёл слон.
(«ставим следы» слона от нижней части спины к затылку, сильно нажимая тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,
(«ставим следы» тыльной стороной кулаков, со средним усилием нажатия)
Прошёл маленький слонёнок.
(«идём» двумя пальцами)
Пришёл директор зоопарка,
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё расчистил.
(гладим спину ладонями)
Поставил стол,
(слегка нажимаем кулаком на спину)
Стул.
(стул изображаем тремя пальцами, собранными в щепоть)
Начал писать письмо:
(“пишем” по спине пальцами)
Посылаю жене, дочке,
(«рисуем каракули», водя пальцем по спине)
Заграничные чулочки
(Продолжаем «писать» указательным пальцем на спине)
Будет дочка их носить,
И отца благодарить.
Смял письмо,
(ладонями двух рук помять спинку)
Потом разгладил,
(сильным надавливанием провести ладонями по спине от позвоночника к бокам)
Поставил большую печать
(слегка стукнуть кулаком по спине)
И маленькую подпись.
(указательным пальцем «чиркнуть» по спине)
Запечатал письмо в конверт.
(ладонями рук провести по спине с боков к центру)
Опустил в почтовый ящик.
(засунуть руку сверху за шиворот пижамы или майки)
Письмо шло-шло-шло
(Легкими круговыми движениями ладони одной руки провести от затылка к нижней части спины)
И на место пришло.
(Слегка шлепнуть по попе)

Белка хвостиком метет

Белка хвостиком метет,
(Легкими движениями пальцев гладим спинку)
Рыбка по морю плывет.
(Ребром ладони проводим вдоль позвоночника)
Как по небу облака,
Мы погладили бока,
(Слегка проводим ладонями обоих рук по бокам крохи)
Как летят снежинки,
(Едва касаясь рукой, гладим спину)
Так мы гладим спинку!

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим.
(совершаем рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём.
(трем спинку суставами пальцев)
Мы капусту солим, солим,
(точечно касаемся пальцами)
Мы капусту жмём, жмём,
(тискаем мышцы пальцами)
Сок капустный пьём, пьём.
(нежно гладим спинку ладонями)

Тактильные игры

  1. Носик с носиком встречался
    Носик с носиком бодался.
    А потом «привет» сказал,
    Носик весь зацеловал!Ножки-ножки, топотушки!
    Попрыгушки, побегушки.
    Ножки сильными растут,
    Скоро быстро побегут!

    3. Ручки-ручки, все хваталки
    Крепко маму обнималки,
    Мы потянем ручки вверх,
    Скоро дорастем до всех!

    4. Пятки, розовые пятки,
    Поиграем с мамой в прятки!
    Мама спряталась: ку-ку!
    Я найти ее смогу!

    5. Этот мягонький животик
    Подарил нам бегемотик!
    Если пузик целовать,
    Малыш будет хохотать.

    6. Есть у ежика щетинка,
    Наша гладенькая спинка!
    Вот бежит сороконожка –
    Это мамина ладошка.

    7. Носик, носик, носопырка –
    Справа дырка, слева дырка
    А на кончике звоночек,
    Сам звенит, когда захочет.

    8. Щечки, сладенькие щечки
    Нежные, как лепесточки.
    Щечка – раз и щечка – два!
    Целовать давно пора!

    9. Все прекрасно слышат ушки,
    Наши ушки-непослушки!
    Когда глазки крепко спят,
    Ушки маму сторожат.

    10. Прилетел к нам ангелочек
    Сел на правый наш носочек
    Покачался и взлетел –
    На головушку присел.

    11. Прилетела к нам синичка
    Села (имя) на реснички
    Крыльями закрыла глазки,
    Чтобы снились (имя) сказки.

    Игры у мамы на коленях

Эту игру очень любят дети в возрасте примерно с 8 месяцев до 3 лет. Она развивает чувство ритма и речь. Ну что, поехали? Подбрасываем ребенка на коленках и напеваем текст, а на слове «Бух!» – роняем между коленями.

 

По кочкам, по кочкам,

По маленьким дорожкам,

В яму бух — раздавили сорок мух!

 

Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!

Едет Маша на подушке!

На подушечке верхом!

Бух! С подушки кувырком!

 

Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом… в яму!

Бух!

 

Пальчиковые игры

«Сорока-ворона»

Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.

Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.

А вот полный текст «Ладушек».

— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!

А самое главное — любите своего малыша. Не стесняйтесь открыто проявлять любовь и нежность. Чувство безопасности, ощущение внимания и заботы помогут установить теплые, доверительные отношения. С годами привязанность будет становиться крепче, вселяя в ваше чадо уверенность в себе.

 

 

 

Комментарии к данной записи закрыты.