Архив категории »Страничка логопеда «

Как помочь заикающемуся ребёнку во время беседы

После того, как ваш ребенок закончил фразу, сделайте     небольшую паузу, давая, таким образом, для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребенок. Если малыш захочет сказать что-то еще, он может сделать это без спешки.

Не перебивайте вашего ребенка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за ребенка, если вдруг он начал заикаться. Если часто перебивать речь ребенка, он начнет еще больше спешить и нервничать, чтобы успеть все сказать.

Заведите новые правила ведения беседы в семье: говорите по очереди, как во время еды, так и в отдельно отведенное для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.

Выделите время, которое вы посвятите исключительно своему ребенку. Во время этого взаимодействия наедине, вы можете разговаривать с малышом более медленно, а ребенку очень важно получать неразделенное родительское внимание. Родители могут планировать беседу с малышом с учетом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку, и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Также многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.

Не критикуйте вашего ребенка. Фразы: “Прекрати”, “Подожди”, “Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать” не только не помогают, а наоборот только усиливают заикание. Ребенок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение только способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, только ухудшают ситуацию.

Избегайте ситуаций, в которых ребенок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов, или просят что-то рассказать: “Расскажи папе, что мы сегодня делали”.

Если у вас есть терпение, а малыш спокойный, используйте это время для приятного взаимодействия с ребенком.

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

«Мелкая моторика – основа развития речи»

«Мелкая моторика – основа развития речи»

    Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка.

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. Поэтому кисть руки ребенка можно рассматривать как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Ребенок учится концентрировать и правильно распределять свое внимание.

Речь ребенка становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

У ребенка развивается воображение и фантазия.

Пальцы приобретают силу и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Какие же игры и упражнения можно провести с детьми дома на развитие мелкой моторики рук:

  1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
  2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие детей и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.
  3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.
  4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
  5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребенка.
  8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  9. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  10. Игры с крупами. В крупу можно спрятать мелкие игрушки и попросить малыша найти их или пересыпать крупу в разные баночки. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  11. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

Такие простые игры дома будут способствовать развитию мелкой моторики рук, что окажет влияние на формирование интеллектуальных, речевых способностей, а также сохранение физического и психического здоровья ребенка.

 

 

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Упражнения для развития речевого дыхания.

Дети в возрасте 2—3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Она меняется буквально каждый месяц: ребенок начинает говорить цельными конструкциями, разучивает новые слова, все четче выговаривает звуки. На этом этапе родителям важно контролировать соответствие речи ребенка возрастной норме и в случае проблем решать их самостоятельно или обратиться к специалисту.

К 2—3 годам уже формируется основная речевая база, поэтому с самого рождения и до 3 лет нужно уделять особое внимание развитию речи малыша.

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы.
  2. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Малыш называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Речь детей младшего возраста

Основными задачами детей младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к правильной артикуляции звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Рассмотрим каждую задачу.

Обогащение словаря осуществляется за счет расширения кругозора: походы в парк, лес,  цирк, чтение книг, отгадывание и загадывание загадок, наблюдения в природе и за трудом взрослых.

Дети двухлетнего возраста могут иметь в своем запасе от 45 до 1000 с лишним слов. Важно, чтобы в речи ребенка не было жаргонных и усеченных слов (велик, телик).

Под формированием грамматически правильной речи имеется в виду согласование слов в предложении, изменение слов по падежам, числам, временам.

Ребенок может неправильно использовать предлоги или их не употреблять, неправильно изменять окончания по аналогии с другими предметами (есть ложком, копать лопатом, много карандашов).

Эти явления должны исчезнуть к четырем годам, если взрослые обращают внимание на окончание слов, согласование, тактично исправляют ошибки своих детей.

Что качается развития связной речи, то первые фразы в норме появляются к полутора – двум годам. Для того чтобы речь была достаточно развитой, взрослые должны:

— учить детей составлять описательный рассказ, называя характерные признаки предмета (по образцу);

— учить составлять простые предложения по картинке;

— учить пересказывать знакомые сказки, рассказы;

— заучивать с детьми простые стихотворения;

— вести диалог – беседовать с родителями и другими взрослыми, задавать вопросы и отвечать на них.

В ходе ознакомления с художественной литературой родителям необходимо читать как можно больше русских народных сказок, сказок советских и современных писателей, обязательно после прочтения задавать вопросы по тексту, пусть ребенок на них ответит.

Параллельно с остальными задачами по общему развитию речи решаются задачи по формированию правильного произношения гласных и согласных звуков (кроме [с],[з],[ц],[ш],[ж],[ч],[щ],[л],[р] – эти звуки появляются между тремя, шестью и семью годами).

В возрасте до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков – гласных [а],[о],[э] и согласных [п],[б],[м]. В возрасте от двух до трех лет появляются гласные [и],[ы],[у] и согласные [ф],[в],[т],[д],[н],[к],[г],[х],[й].

Все остальные звуки являются в артикуляционном плане более сложными и заменяются на все вышеперечисленные – более простые.

Звуки [р] и [л] появляются в возрасте от пяти до семи лет.

Самое главное: ребенок должен слышать фонетически правильную речь от окружающих и, сравнивая со своей, пытаться исправить несоответствия.

Развитию речи в младшем возрасте поможет развитие мелкой моторики пальцев рук. Поэтому необходимо учить детей пользоваться ложкой, одеваться, застегивать пуговицы, молнии, складывать пазлы и мозаики, шнуровать ботинки и выполнять другие действия на развитие координации мышц рук и зрительного контроля.

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты

Роль пальчиковых игр в развитии речи детей.

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи. Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать ещё одной речевой зоной мозга.
Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.
Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов. Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей. Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.
Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

— Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..

— Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.

— Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи
  1. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  2. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  3. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  1. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  2.  В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

 

Категория: Страничка логопеда  Комментарии закрыты