Занятие в «Школе для родителей будущих первоклассников» №2.

Тема: «Способы развития мелкой моторики у дошкольников».

Мелкая моторика как один из критериев готовности к школе.

Одним из критериев готовности ребёнка к школе является уровень развития мелкой моторики, то есть мелких мышц кистей рук. У ребёнка хорошо развита мелкая моторика, если он уверенно владеет ножницами, карандашом, кисточкой, если линия, которую он проводит прямая, а не дрожащая и прерывистая.

От того, как развиты мелкие мышцы рук, зависит не только то, как легко и быстро ребёнок научится писать, но и в прямой зависимости от развития мелкой моторики находятся мышление и речь ребёнка. Почему? Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают сигналы в центральную нервную систему. Таким образом, движения рук стимулируют развитие головного мозга. Поэтому, если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речь ребёнка находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстаёт, то задерживается и речь, хотя общая моторика при этом может быть в норме.

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты внимание и память. Если ребёнок имеет низкий уровень развития моторики, то он будет испытывать трудности в обучении. А именно вероятен комплекс трудностей при обучении письму.

Как упражнять мелкие мышцы рук, развивать их силу и выносливость?

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка, связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения.

Для мальчиков полезно заниматься на снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

Полезны кистевые экспандеры для развития мышечной силы кисти.

Игры с мячом развивают не только мелкую моторику, но и общую ориентировку в пространстве, глазомер, ловкость и быстроту реакции. Для развития моторики лучше использовать колючие, рифлёные мячи, мячи вязаные набитые пластмассовыми пульками или горохом. Они дополнительно будут массажировать руки.

Массаж ладоней.

Влияние ручных действий на развитие мозга было известно с давних времён. Упражнения с шарами, грецкими орехами, шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Такие упражнения улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, снижают усталость, повышают работоспособность. Способствуют улучшению произношения многих звуков.

  1. Массаж ладоней щёткой для волос, ковриком «травка».

Гладила мама – ежиха ежат:

Что за пригожие детки лежат!

  1. Массаж ладоней шестигранным карандашом. Катать карандаш между ладонями.

3. Массаж ладоней грецкими орехами или каучуковыми мячами. Катать их между ладонями (пальцы прямые).

-Перекатывать пальцами одной руки и стараться обвести один мяч вокруг другого. После двустишия смена рук.

Вы видали циркача?

Мяч идёт вокруг мяча!

Кружит с видом знатока,

Будто шмель вокруг цветка.

  1. «Сухой бассейн»

Большую ёмкость с низкими бортиками наполняют горохом или

фасолью слоем до 6-8 см. Туда же кладут игрушки из киндер сюрпризов. Дети опускают руку в ёмкость, нащупывают

игрушку и достают.

Мама и дочка стирали платочки.

Вот так, вот так!

(Движения раскрытой ладонью по дну бассейна вперёд и назад)

Мама и дочка полоскали платочки.

Вот так, вот так!

(Движения кистью слева направо)

Мама и дочка отжимали платочки.

Вот так, вот так!

(Сжимают пальцы в кулак)

Ребёнок опускает руку в пальчиковый бассейн, прижимает ладонь ко дну, попеременно сдвигает и раскрывает пальцы. Упражнения выполняются каждой рукой попеременно.

Ребёнок опускает раскрытую ладонь в бассейн сверху вниз.

Аналогичное упражнение выполняется рукой сжатой в кулак.

«Тесто»

Дети опускают руки в сухой бассейн и имитируют замешивание теста.

Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно всё

промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько ни мнём

Комочки опять и опять достаём.

4. Массаж фаланг пальцев

Разминание фаланги одного пальца. Порядок движений – от ногтевой фаланги к основанию пальца.

5. Массаж подушечек пальцев.

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, катая его на подушечке вправо – влево.

6. Щелчки.

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой сопротивляется). Затем палец опускают, и он со стуком падает вниз.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал стук:

  • Это что за громкий стук?

Тук да тук, тук да тук?

  • А пойдём, — сказал барсук,

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев и без рук

Ищет он, где спрятан жук,

Вот и слышен перестук!

  1. Бельевой прищепкой поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котёнок — глупыш,

он думает это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш».

Способы развития мелкой моторики.

1. Разминать пальчиками тесто, глину, пластилин.

2. Нанизывать бусины, пуговицы на леску, нитку.

3. Заводить игрушки, будильник ключиком.

4. Вырезать ножницами, заниматься аппликацией.

5. Конструировать из бумаги (оригами).

6. Шить, вязать, вышивать.

7. Отвинчивать и завинчивать пробки.

8. Шнуровать.

9. Собирать конструкторы, «лего», пазлы, мозаику.

10. Выкладывать узоры из счётных палочек, спичек, гороха, фасоли.

11. Конструировать из проволоки.

12. Перебирая пальцами крутить карандаш или гладкий брусок с лентой завязанной посередине.

13. Соединять скрепки в цепочку.

14. Рвать бумагу на мелкие кусочки. Аппликация с приёмом отщипывания.

15. Посыпание песка: горстью, щепотью.

16. Раскладывание и складывание разборных игрушек: матрёшек, пирамид, чашечек.

17. Составление разрезных картинок. Любая работа с карточками.

18. Упражнения с верёвкой.

-Забираясь на верёвку с 12 узлами, как по канату, на каждый узел ребёнок называет месяц года.

-На столе перед ребёнком лежат верёвочки с разным количеством узелков. Ребёнку показывается карточка с цифрой. Он должен на ощупь найти верёвочку с соответствующим количеством узелков.

-Ребёнку показывается карточка с цифрой. Он должен завязать соответствующее количество узелков.

  • Ребёнку показывается карточка с цифрой. Он должен развязать соответствующее количество узелков.
  • На верёвку завязывается несколько бантиков разных цветов в определённой последовательности. Ребёнок должен далее завязывать бантики, соблюдая эту последовательность.
  • Заплети косичку.

19. Ребёнок комкает, начиная с уголка носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

20. Резиночка.

Для этого упражнения можно использовать резиночку для волос. Все пальцы вставляются в резиночку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резиночку на 360 % сначала в одну, затем в другую сторону.

21. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно.

Игры, развивающие мелкую моторику.

  1. Битва волчков.

Волчки делают из картона, вырезая круг и насаживая на спичку. Двое играющих запускают свои волчки рядом. Побеждает тот волчок, который продержится дольше. Если они соприкоснутся в движении, то схватка состоялась.

  1. Мотальщики.

На верёвке длиной до 4 метров посередине делают отметку, а концы привязывают к 2 палкам (круглым). Играющие встают по разные концы верёвки и начинают мотать по сигналу. Выигрывает тот, кто первым домотал до середины.

  1. Перетяжечки.

Игра тренирует силу и ловкость кисти.

На полу проводится черта. Двое играющих встают по обе её стороны, сцепив руки одним из следующих способов:

Четырьмя прижатыми друг к другу пальцами,

Тремя пальцами,

Двумя пальцами,

Одним пальцем.

По сигналу каждый старается перетянуть другого на свою сторону.

  1. Прижми палец.

Игра развивает силу и ловкость большого пальца руки, что в конечном счёте способствует улучшению почерка.

Играют двое. Правые руки играющих сцепляются четырьмя сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх.

По сигналу большой палец игрока начинает охотиться за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху.

За пойманный и прижатый палец соперника даётся очко. Игра идёт обычно до десяти очков.

  1. Фантики.

Игра тренирует координацию движений и меткость.

На стол кладут лист бумаги с нарисованной мишенью в виде нескольких концентрических кругов с указанием очков.

Нужно несколько фантиков от конфет сложить в виде квадратиков.

Этими фантиками игроки по очереди стреляют по мишени щелчком.

У всех игроков одинаковое количество фантиков. Они совершают одинаковое количество выстрелов. Затем подсчитываются очки.

Кто больше набрал очков, тот и выиграл.

  1. Фантики – 2.

В этом варианте мишень на стол не кладётся. Стол перед началом игры пустой.

Первый игрок стреляет по пустому столу. Второй пытается своим фантиком накрыть фантик лежащий на столе. Если ему это удаётся, он забирает оба фантика и продолжает игру. Если же ему не удаётся накрыть какой либо фантик, он передаёт ход противнику. Игра заканчивается, когда у кого-то из играющих не осталось фантиков.

  1. «Блошки».

Игра тренирует точность глаза и руки – всё то, что необходимо, когда ребёнок учится писать.

Для игры нужно подобрать несколько удобных пуговиц на ножке.

Дальше готовят мишень – тарелку.

Пальцем надавливают на край «блошки» и заставляют её прыгнуть. В прыжке она должна попасть в тарелку. Иногда в тарелку ставят тарелку меньшего размера, а в неё ещё маленький стаканчик.

«Прыгают» по очереди.

Определите количество баллов, которые могут заработать игроки при попадании по разным ёмкостям. Затем подсчитываются очки.

Кто больше набрал очков, тот и выиграл.

Пальчиковые игры, развивающие умственные способности.

Двое играющих стоят напротив друг друга и вытягивают вперёд руки так, чтобы одна из ладоней каждого оказалась между двумя ладонями партнёра. По очереди дети произносят по слову стиха, в такт каждому слову хлопая по ладони партнёра.

-Летел

-гусь

-кричал

-женюсь

-на ком?

-на тебе

-сколько раз?

Тот на кого выпала очередь отвечать называет любое число, например

  • 5

Партнёр начинает отсчёт:

-один

второй игрок:

-два

При назывании последнего числа тот, чья рука оказалась под ударом, должен как можно быстрее убрать её.

-Летела

-ворона

-в голубых

-панталонах

-читала

-газету

-под номером

-(например) 3

-один

-два

-три!

Летели дракончики.

Летели дракончики, ели пончики.

Сколько пончиков съели дракончики?

Летела корова.

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь говорить, называет любое слово, например «трава». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – «т», следующий вторую, и так до конца слова. Задача последнего игрока не зазеваться и убрать руку из под завершающего хлопка.

Кулак – ладонь.

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно.

Вот ладошка, вот кулак

Всё быстрее делай так.

Оладушки.

Одна рука лежит на колене ладонью вниз, другая – на другом колене ладонью вверх. Производить одновременную смену ладоней.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернём

И опять играть начнём.

Кулак – ребро – ладонь.

Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак ладонью вниз, ладонь ребром, ладонь вниз.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

«Сделал дело – гуляй смело».

Сегодня отмечаются тенденции ухудшения моторного развития, в особенности у городских детей. Почему? Еще десяток лет назад родителям, а вместе с ним и детям, приходилось больше делать руками: стирать бельё, перебирать крупу, шить, вязать. Сейчас у детей 5-6 лет завязывание шнурков вызывает затруднение, А пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача. Поэтому не отказывайте своему ребёнку, если он хочет помочь вам стирать бельё, подметать пол или чистить обувь щёткой. Помните, что всё это способствует развитию мелких мышц рук.

Отличной школой, где ребёнок приобретает полезные навыки – является кухня. Не секрет, что именно здесь значительную часть времени проводят мамы. Возьмите с собой ребёнка. И вы получите возможность приятно и с пользой провести время. Вот примерный перечень дел, которыми ребёнок может заниматься на кухне, развивая пальчики:

  • снимать шкурку с овощей сваренных в мундире,
  • очищать варёные яйца,
  • чистить мандарины, апельсины,
  • разбирать расколотые грецкие орехи,
  • очищать фисташки,
  • перебирать крупу,
  • складывать салфетки
  • взбивать крем для торта
  • мять тесто для пельменей.

Если на данный момент вам не требуется помощник, то ребёнок может и поиграть:

  • переносить воду из одной ёмкости в другую при помощи одноразового шприца,
  • переливать жидкость из ёмкости с узким горлышком в ёмкость с широким горлышком,
  • определить, сколько стаканов воды содержится в пластмассовом ведёрке, переливая воду в другое ведёрко,
  • пересыпать крупу из одной ёмкости в другую,
  • возводить башни из стаканчиков из под йогурта,
  • переносить щипцами мелкие предметы: катушки, батарейки, карандаши, конфеты.

Увлекательными могут быть игры с тестом, макаронными изделиями, крупами, скорлупой от варёных яиц.

Тесто для такого случая можно сделать солёное. Рецепт: размешайте соль и муку в равных количествах (1 стакан муки, 1 стакан соли,1 стакан холодной воды) и замесите тесто. Из него можно слепить фигурки как из пластилина, из раскатанного теста при помощи формочек вырезать что-нибудь интересное. Изделия можно украсить узорами из круп. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры.

Если хотите сделать аппликацию, то вам потребуются: клей ПВА, картон. На картон нанесите рисунок. Макаронные изделия всегда берём в руку по одной штуке. Каждую из них намазываем клеем. Изделие можно раскрасить акварельными красками или гуашью.

Раскрошенная скорлупа от варёных яиц, рис, половинки горошин послужат прекрасным материалом для аппликаций. На картон тонким слоем ребёнок наносит пластилин – это фон. Затем выкладывает рисунок или узор. Скорлупу можно разукрасить гуашью, фломастерами, половинки гороха гуашью с добавлением клея. Поделку можно покрыть бесцветным лаком.

Рисунки, которые ребёнок создаёт на кухне, можно украсить солью, насыпав её на отдельные участки картинок, смазанные клеем.

Мозаика из манной крупы. Вам понадобятся: лист цветного картона, клей ПВА, кисть, манная крупа. Нанесите рисунок на картон. Каждую деталь покройте тонким слоем клея. Засыпьте рисунок манной крупой. Подождите пока клей высохнет, и аккуратно стряхните остатки крупы на газету. Украсьте работу макаронами, крупой, семенами.

Утром, собираясь в детский сад, предоставляйте ребёнку возможность одеваться самому. Пусть учится застёгивать пуговицы, завязывать шапку, шнурки на ботинках сам. Это займёт больше времени, но будет и польза.

Летом старших дошкольников привлекайте к уходу за растениями: посадке, рыхлению, прополке, сбору ягод.

Уборка в доме: мытьё полов, чистка зеркал также способствует развитию мелкой моторики.

Старайтесь находить для ребёнка задания, которые будут интересны и полезны для его развития.

Категория: События  Метки:
Вы можете оставить комментарий ниже.
Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.